Pete ANDERSON & THE ARCHIVES

Pete Anderson

За право считаться родиной отечественного рок-н-ролла уже давно бьются Питер и Москва, в то время как в действительности поначалу эта музыка обрела реальное воплощение в Прибалтике, а его первой настоящей звездой на территории тогда ещё единого Союза стал латыш Пит Андерсон. Вся его жизнь, его группы, концерты и альбомы могут служить прекрасным образцом верности стилю, веры в первозданную мощь рок-н-ролла, упорства в том, чтобы играть эту музыку и донести её до слушателей.

Пит Андерсон родился 22 марта 1945 в Риге как Альфредс-Петерис Андерсонс (Alfreds Peteris Andersons). Его семья была далека от мира искусства, но в шесть лет мать определила его в музыкальную школу, где он осваивал ф-но и теорию музыки. Детство Андерсона совпало с периодом, который вошёл в историю как Оттепель. Страна медленно восстанавливалась после кровавой и изнурительной войны, но молодёжь хотела радоваться жизни, а поскольку эта радость была должна непременно сопровождаться музыкой, поиски таковой лет в одиннадцать привели его к слушанию западных радиостанций, которые пока не глушили ревнители советской идеологии. На "Голосе Америки" с огромным успехом шёл "Jazz Hour" маститого Уиллиса Конновера. Именно там юный Пит услышал настоящий джаз. Чуть позже отдельные умельцы начали тиражировать всю импортную музыку, записывая её кустарным способом на использованные рентгеновские плёнки, как это называлось, "на костях". Таким образом в 1958 Пит Андерсон услышал свой первый рок-н-ролл. Это был Фредди Кэннон и его "Chattanooga Shoe Shine Boy".

После восьмого класса Пит поступил в электромеханический техникум, где собрал с однокашниками группу, которая озвучивала танцевальные вечера. Поначалу он играл на пианино, а потом решился спеть. Первым рок-н-ролом, которвй он исполнил, был "Long Tall Sally" Литтл Ричарда. Техникум Пит так и не окончил - трудно сказать, что было причиной: любовь к музыке или несданные хвосты, но с тех пор Пит Андерсон (именно тогда он англизировал своё латышское имя) решил посвятить себя музыке.

В 1961 Валерий "Сэйский" Сайфутдинов собрал в Риге группу THE REVENGERS, безусловно, первой в стране публично игравшую рок-н-роллы. Она выступала года полтора, пока её лидера "во избежание" не забрали в армию, но в её состав к тому влился (сначала как пианист) Андерсон. Он трансформировал группу и дал ей новое название THE MELODY MAKERS (в честь британского музыкального еженедельника, который был главным источником информации о музыке и музыкантах, хотя с трудом попадал в руки). Важным участником группы был Зигмунд Лоренц, который оказался едва ли не первым в Латвии обладателем американской гитары "Fender Stratocaster".

Играли THE MELODY MAKERS, естественно, главным образом, рок-н-роллы 50-х и кое-что из более поздних инструменталов, пели на английском, стараясь даже внеше походить на своих кумиров. Группа часто выступала на вечерах в домах культуры, институтах, техникумах, но особенно часто в Академии художеств, которая всегда была открыта к новому.

Пиком этого недолгого периода стал концерт на открытом воздухе, который в апреле 1965 устроили энтузиасты из Планетария при Доме науки. Официально местное Бюро Эстрадных Оркестров не разрешило проводить его, поскольку THE MELODY MAKERS не были зарегистрированы у них. Интерес публики вырос настолько, что даже вылился в демонстрацию с самодеятельными плакатами, требовавшими разрешить любимую музыку! THE MELODY MAKERS сыграли, хотя и в акустике.

Как ни странно, поначалу никаких мер к музыкантам власти не применили, но на следующий год трое участников группы получили повестки и отправились в армию, а Андерсон переехал в соседнюю Эстонию, где отношение к популярной музыке было неизмеримо мягче, выучил эстонский язык и регулярно выступал с одной из первых в Таллине бит-групп OPTIMISTID. Лоренц позже играл в группе EOLIKA, которая исполняла много его песен.

Пит выступал с OPTIMISTID пару лет, пел свои фирменные номера, и даже съездил с ними на затянувшиеся на два месяца гастроли по Грузии, но в 1968 вернулся в Ригу, где они с отслужившим Сэйским организовали новую группу NATURAL PRODUCT. Она так же играла на танцах везде, куда их звали, и так же сталкивалась с неприятием её музыки официозом.

Весной 1970 по линии обменов между студенческими клубами визит в Ригу нанесли питерские группы Q 69 и ФЛАМИНГО (официально тоже находившиеся под запретом после скандального новогоднего концерта в Политехе). Саму Ригу на этом мини-фестивале представляли NATURAL PRODUCT, APPLES и ZIMEL BLAZMA. Таким же способом NATURAL PRODUCT дважды выбирались за границы Латвии: они дали наделавшие немало шума концерты в Пскове (Россия) и в Вильнюсе (Литва).

Весной 1972 Пит получил официальное приглашение выступить на масштабном "London Rock and Roll Show", которое состоялось на стадионе "Wembley" в августе и собрало едва ли не всех звёзд первого поколения, среди которых были Билл Хэйли, Чак Берри, Литтл Ричард, Джерри Ли Льюис, Фэтс Домино. Разумеется, не на главной площадке, а на гостевой, но и это само по себе было сенсацией. Органы музыканта не выпустили - на память у него остались лишь приглашение и афиша. Не выпустили его даже на курорты Болгарии - играть для курортников в ночных клубах.

В середине 70-х по стране прокатилась очередная волна эмиграции: люди по разным причинам и разными способами покидали её. Пит Андерсон тоже искал такую возможность, но ему это не удалось. Как ни странно, в США оказался Сэйский, который позже возглавил студию звукозаписи близ Сан Диего.

До конца 70-х Андерсон довольствовался только квартирными концертами для друзей. В эти годы в его репертуаре появилось много баллад Джоан Баэз - в камерной атмосфере они были более органичны и уместны, чем рок-н-роллы.

Новый толчок его карьере дали новости из Эстонии. Сначала он получил по почте фото группы ROCK HOTEL, одним из основателей которой был его старый друг, бас-гитарист OPTIMISTID Хэйго Мирка. К тому времени из задуманного сугубо для телевидения проекта ROCK HOTEL превратился в концертирующий состав, и когда он отправился на 10-дневные гастроли в литовский Шяуляй, Мирка пригласил Андерсона составить компанию.

По пути у ROCK HOTEL был запланирован концерт в доме культуры колхоза "Nakotne", где вокалист группы Иво Линна неожиданно вытащил Андерсона на сцену, и тот исполнил "Blue Suede Shoes" Карла Перкинса. После гастролей он вернулся в Ригу и начал собирать свою группу.

Процесс затянулся на пару лет: те, с кем Пит начинал, или уехали, или не занимались музыкой, а молодёжь играла другой рок. Тем не менее, году в 1982 у него появился ROCK AND ROLL BAND, сменивший нейтральное название на провокационное DOPINGS (его вскоре запретили), ещё позже возник более адекватный ROCK ARCHIVES, состав которого периодически менялся, так, в начале 1985 гитарист Янис Ванадзиньш ушёл собирать группу ЦЕМЕНТ.

В середине 80-х, когда рок постепенно начал выходить из подполья, группа начала давать концерты, а в декабре 1985 Пит впервые появился на экранах телевизоров, когда там показали его выступление на "Sporta Laureats". Многие, как ни странно, решили, что он латыш, но приехавшмий на гастроли с запада.

Этот период был отмечен в Прибалтике многочисленными рок-фестивалями, а традиционные песенные фестивали ощутимо склонялись в сторону рока. В 1986 Пит и его группа стали главной сенсацией фестиваля "Bildes-86" в Риге, на следующий год их долго не отпускала со сцены публика "Liepajas Dzintars" в Лиепае, в результате чего они час играли на "бис", а за роялем к ним присоединился председатель жюри Раймонд Паулс!

В том же году ROCK ARCHIVES по приглашению Ленинградского Рок-клуба выступили во Дворце молодёжи Питера, в июле вместе с питерским СТАНДАРТОМ сыграли в ресторане "Север" в Выборге, в декабре 1987 стали участниками "Рок-Панорамы" на Малой спортивной арене Лужников (где составили компанию КАРНАВАЛУ), дали ещё несколько концертов в городах страны, но покуда оставались без единой записи. И только июньский номер звукового журнала "Кругозор" посвятил группе (переведя её имя на русский, где она стала АРХИВОМ) заметку, а в записи прозвучали номера "On The Road Again", "Mambo Rock" и "I’m Ready"/"I'm Walkin'". По иронии судьбы, в 50-х Пит начинал с гибких плёнок "на костях", на гибких дисках он дебютировал и сам. Бурный 1987 закончился у него выступлением в Польше.

Начавшиеся публичные выступления и гастроли привели Пита Андерсона к идее добиться ещё более адекватого звучания рокабилли с духовой секцией: он сам назвал этот звук "brassabilly", а в составе группы на этом этапе можно было слышать несколько саксофонов, а инога трубу и тромбон. Этот состав и получил название Pete ANDERSON & THE ARCHIVES, продержавшееся следующие несколько лет. Интересно, что в США мода на свинговые составы в рокабилли началась лишь в 90-х.

Весной 1989 Андерсон стал почётным членом Шведского рок-н-ролл клуба, что послужило поводом пригласить его на фестиваль корневого рока, проходивший в университетском городке Йёнчёпинг на юге Швеции. После этого группа аж дважды проехалась с концертами по небольшой Дании, разогревая залы для ритм-энд-блюзовой группы из Майами (Флорида) Little NICKY & THE SLICKS, которую возглавляла чернокожая скрипачка Николь Ярлинг.

На рок-фестивале в британском Брин-сэндз THE ARCHIVES довелось играть в одной программе с THE ORIGINAL COMETS давно покинувшего этот мир Билла Хэйли, а интервью с Андерсоном вошло в снятый BBC документальный фильм "Sweet Mystery Of Rock’n’Roll".

В самом конце года группа, наконец, обрела воплощение и в виниле: фирма "Мелодия" издала концертный альбом "Pete Anderson & The Archives Live!", состоявший из классики рок-н-ролла от Чака Берри, Литтл Ричарда, Билла Хэйли, Джо Тёрнера, Эдди Кокрейна, Карла Перкинса и т.д. - для советской грамзаписи дело неслыханное.

На этом этапе в состав THE ARCHIVES, кроме самого Андерсона, входили Юрис Валайнис (Juris Valainis), соло-гитара, Алексс "Большой Эл" Грин (Alekss "Big Al" Grins), бас, Кен Кулман (Ken Koolman), ф-но, клавишные, Вилнис "Дикий Вилли" Стродс (Vilnis "Wild Willy" Strods), барабаны, и аж четыре саксофониста: "Лающий" Бруно Прекулис (Barking Bruno Priekulis), баритон, вокал, Викторс "Вики" Пивс (Viktors "Vicky" Pivs), тенор, Сэр Арчибальд (Sir Archibald), тенор, вокал, и "Воющий" Энди (Wailing Andy), сопрано, вокал. Одновременно с записью этого концерта режиссёр рижской студии "Telefilma" Дзинтра Гек снял короткометражный документальный фильм "Pits Andersons".

С началом 90-х и превращением Латвии в независимое государство жизнь группы вошла в накатанное русло. Она много гастролировала (Нидерланды, Англия, Германия, Бельгия, Финляндия, Швеция, Дания), месяцами не вылезая из затяжных турне, выступала на различных фестивалях как в Прибалтике, так и в Европе, хотя смены музыкальной моды несколько ограничивали сферу её деятельности.

В 1990 был снят клип "Jump, Jive An’ Wail", который стал частью фильма Айгарса Грауба (JUMPRAVA) "Rock in Baltic" (1992). В 1993 американский сценарист и режиссёр Пол Хэггис при поддержке канадских и латышских кинематографистов снял фильм "Красная жара" (не путать его с одноименным полицейским боевиком со Шварценеггером), отчасти основанный на судьбе Андерсона - разве что в кино рок-н-роллом увлёкся студент консерватории, а не электрик. Одну из ролей там сыграл Дональд Сазерленд.

К 1995 THE ARCHIVES стали частью истории, но в апреле 1996 Пит Андерсон собрал новую группу Pete ANDERSON & THE RHYTHM KINGS: Игорь Эунапу (Igors Eunapu), гитара, Александр Сырцов (Aleksandrs Sircovs), бас, Игорь Носков (Igors Noskovs), синтезатор, Гинтс Жилинскис (Gints Zilinskis), ф-но, и Мартинс Линде (Martins Linde), барабаны. Сырцов стартовал в середине 80-х в таллинском MAGNETIC BAND. В звукозаписи они дебютировали в конце года, записав альбом "Rockin' Christmas Time" (1997).

Весной того же года американская компания PSB Records пригласила Пита в Южную Калифорнию, чтобы он участвовал в записи американской рокабилльной группы из Сан-Диего Russell SCOTT & THE RED HOTS. Помимо этого Андерсон в сопровождении исполняющей корневой рок-н-ролл группы WELD сыграл девять концертов во Флориде и прокатился по всем Штатам. Свой следующий альбом "Swingin’ As Always" (1998) он спродюсировал и издал сам. Тогда же вышел альбом THE ARCHIVES "Rock Around The Clock" (1998).

Следующая версия группы назвалалсь Pete ANDERSON BAND. Её рабочий костяк составляли сам Пит, Эунапу и Жилинскас, остальные музыканты были гостями. Это отчасти стало возможно потому, что в конце 1999 в Риге открылcя клуб "Alligator", в котором Пит, по примеру Питера, где отмечают дни рождения всех THE BEATLES, собирал друзей-музыкантов, чтобы поприветствовать с днями рождения героев рок-н-ролла.

XXI век Пит встретил в хорошей форме и полный сил. Весной 2002 он опять отправился в США, но теперь в Техас, где гитарист Рэй Тэйт и группа студийных музыкантов помогли ему записать на студии "Cain Productions" свой американский альбом "Texeclectic". В этот период он неожиданно для себя стал региональным представителем концерна "Motorola" в Прибалтике и много занимался радио, в частности, вёл популярную музыкальную программу "Be-Bop Boogie And Rockin’ Rhythm Review".

Поднаторев за почти пятьдесят лет в исполнении классики, Пит начал и сам сочинять. Одна из его первых авторских работ, "Baby I'm Crazy Bout You", вошла в альбом "Sentimental" (2004), изданный одной из крупнейших новых компаний звукозаписи в Латвии Microphone Records, а "Brassabilly Boogie" и "Red Corvette" в альбом "Brass-A-Billy" (2008) на Razzle Dazzle Records в Германии. Интересно, что альбом отметили даже на родине музыки кантри в Нэшвилле - в 2009 он получил награду "Just Plain Folks Music Awards" в номинации Лучший рокабилли альбом года.

В 2005-2007 Пит Андерсон проводил в Латвии большие фестивали рок-н-ролла с приглашением гостей со всего мира, а сам выступал с различыми версиями своей группы.

Весной 2009, несмотря на возраст (а ему, как раз, исполнилось шестьдесят четыре), ветеран собрал новую группу Pete ANDERSON & THE SWAMP SHAKERS, играющую классический рокабилли, с молодыми музыкантами. В группу через три года входили 17-летний гитарист Марцис Лиепиньш (Marcis Liepins), Анна Андерсоне (Anna Andersone), контрабас, вокал, и Карлис Паукште (Carlis Paukste), барабаны, вокал. Они много выступали, снимали клипы, расходившиеся по Интернету, гастролировали в Финляндии, где даже были хэдлайнерами фестиваля "Rock’n’roll Party" в Нокиа, и записывали свой материал. В 2013 группа побывала в Германии (где записала живьём 14 песен в берлинской студии "Lightning Recorders"), России и Турции. В апреле 2014 она была приглашена на фестиваль "Rockin' Around Turnhout" в Бельгии и на "Rock and Roll Street Festival" в Голландии. Сам Пит всё это время мужественно боролся с болезнями, которые успел приобрести за годы в рок-н-ролле. Его жизнь остановилась 20 января 2016.

Альбомы Пита, однако, продолжают издавать, и они расходятся, приобщая к корням рок-н-ролла новых слушателей. Верность избранной раз и навсегда музыке стала примером настоящего служения ей. Бывшие музыканты его групп продолжают работать на сцене и в студии, причём, в самых разных жанрах, например, Мартинс Линде участвовал в записи нового альбома вернувшейся после долгой паузы группы ZODIAC. А рок-н-ролл всегда остаётся молодым.

Андрей Бурлака

Официальную страницу, посвящённую Питу Андерсону, можно найти по адресу:
http://www.pitsandersons.lv