ВОСХОЖДЕНИЕ

Восхождение

Группу с многозначительным именем ВОСХОЖДЕНИЕ задумали осенью 1971 три студента питерского Политеха с далеко идущими планами, и хотя не все из них были воплощены в жизнь, её основатели задержались в музыке надолго. Вместе же их свёл случай.

Позже Александр Гусев, который уже учился на энергомашиностроительном факультете и играл на бас-гитаре в своей школьной группе ЛУННЫЕ БЛИКИ, вспоминал, что однажды, прознав, что где-то в институте намечается сэйшн, спустился в трубу - нижний коридор его главного корпуса, который служил тогда центром культурной жизни ЛПИ - и столкнулся с двумя незнакомцами, искавшими то же самое. На концерт они не попали, но в процессе поисков ощутили родство душ и решили объединиться.

ЛУННЫЕ БЛИКИ существовали, скорее, по инерции, а Саше хотелось двигаться дальше. Один из его новых знакомых, гитарист и певец Алексей Цветков, учился там же, но курсом младше, тоже начинал играть в школе, пару лет сотрудничал с группой AQUA VICI, базировавшейся в лаборатории водяных турбин Металлического завода, репетировал с КЛЮЧАМИ и незадолго до этого вернулся из стройотряда "Интер". Другим был студент того же факультета, барабанщик Виктор Перегуда.

Поначалу Гусев видел себя гитаристом, но уступил этот пост Цветкову и вернулся на бас. Клавишником стал их соученик Сергей "Оранжевый" Антипов. На первую репетицию они собрались 3 октября. Состоялась она на третьем этаже 11-го общежития Политеха на Лесном. Ближе к Новому году в компанию влился их общий приятель Александр Гуляев - он пытался играть на гитаре, занимался звуком, предлагал идеи и приводил знакомых. Кроме него помощь группе оказывали Алексей Лаврентьев и Сергей Овчинников. С названием они долго не могли опрединится и поначалу называли себя СЕДЬМОЙ ВЕК ДО Н.Э. В начале 1972 с подачи Гуляева в группе появилась Ольга Клементьева, клавишные, вокал. Она училась на электротехническом факультете.

Их репертуар, как и у большинства тогдашних групп, опирался на западные хиты: THE BEATLES ("A Hard Day's Night", "Back In The USSR", "Money", "She's A Woman"), THE ROLLING STONES ("Paint It Black"), SHOCKING BLUE ("Venus"), CHRISTIE ("Yellow River"), TEN YEARS AFTER ("Love Like A Man", "As The Sun Still Burns Away", "50,000 Miles Beneath My Brain"), CZERWONE GITARY ("Белый крест"), но это была программа для танцев - для души они исполняли песни Гусева и Цветкова, из которых к весне сложилась программа "Таким мы видим мир".

Дебют группы состоялся в марте 1972 в общежитии ЛИТМО, где жило много студентов из соцстран: чехи, поляки, немцы, болгары, венгры. Позже её заметили и в родном Политехе. В мае она начала выступать перед своими однокашниками и переехала в клуб ЛПИ, где репетировало уже знаменитое ВОЗРОЖДЕНИЕ, которым занимался худрук клуба Евгений Болотинский. Не без расчёта со временем занять место старших товарищей, группа взяла имя REVIVAL, когда перед очередным факультетским вечером пошли слухи, что ВОЗРОЖДЕНИЕ распалось, выступила под их именем, а когда оказалось, что слухи сильно преувеличены, выбрала близкое по звучанию и оптимистичное по настроению имя ВОСХОЖДЕНИЕ.

Состав продоложал меняться. Весной Антипов вылетел из института и сразу попал в армию, но в группу пришли певица Людмила Вахрушева (она училась в Педагогическом, а позже стала женой Цветкова) и Елена Глущенко, поющая пианистка из 1-го Медицинского. Лена, правда, не задержалась и к лету, когда - опять с подачи Гуляева - ВОСХОЖДЕНИЕ позвали в Интернациональный студенческий лагерь, созданный на базе дома отдыха в Петродворце, в его рядах промелькнул студент из Нигерии Лемми Удофа, который играл на ф-но, гитаре и пел. В июле его сменил пианист Владимир Исполатов с мехмаша.

Восхождение

Играть на танцах приходилось через день. Кроме того, ВОСХОЖДЕНИЕ давало концерты для немецкого, польского и даже вьетнамского землячеств, а также в гостинице "Глобус" и т.п. Помимо импортных хитов успехом у слушателей пользовались "Печаль", "Он любит тебя", "Почтальон" и "Тонкая берёза" Цветкова, "Таким мы видим мир", "У братской могилы" и "Начало конца" Гусева.

Осенью они вернулись в клуб Политеха, но занятия музыкой и учёбой всё чаще вступали в противоречие: институт требовал внимания, рок-н-ролл - самоотдачи, а личная жизнь - всего. Репетиции стали срываться, В итоге Болотинский ВОСХОЖДЕНИЕ из клуба выставил, Цветков бегал от военкомата, а Гусев ушёл в академический отпуск и устроился на работу. В конце 1972 группа распродала с трудом нажитый аппарат и на время ушла в тень.

Однако, незадолго до Нового года на Гусева вышла директриса ДК из посёлка Пери Лесколовского сельсовета, которая предложила ему поиграть там на танцах. ВОСХОЖДЕНИЕ, увы, разбежалось, но Цветков решил проблемы с институтом, и они воссоединились. Барабанщиком стал сосед Саши по 3-й Советской Александр Штундер. Аппаратуру удалось взять в аренду у группы ДИЛИЖАНС, которая базировалась в 4-м общежитии того же энергомаша.

Они назвались ФАЭТОНОМ (в честь мифической планеты, которая будто бы распалась на пояс астероидов, что отчасти напоминало их судьбу) и слегка освежили репертуар, добавив туда непременные быстрые и медленные номера, популярные советские песни и т.п. С января по март 1973 ФАЭТОН ездил в Пери по субботам, воскресеньям, а иногда и в будни, "на ура" принимаемый местной молодёжью.

Со звуком группе помогал Гуляев, на клавишных иногда играли Клементьева или Исполатов, пару раз пела Люда Цветкова. Работа была интересная, но утомительная. В начале весны ФАЭТОН сменила группа, до этого игравшая в клубе Радиотехнического завода. В качестве отступного она предложила ему сыграть на свадьбе в кафе БКЗ "Октябрьский", для чего концертный зал дал молодым музыкантам кое-что из своей аппаратуры!

Впоследствии участники группы, до этого ни разу не игравшие на свадьбах, вспоминали, как им пришлось исполнять "Барыню" для 90-летный бабушки одного из виновников торжества! Опыт оказался успешным и был повторён в ресторане "Трюм" и торговом центре на пр. Стойкости в июле 1973. После этого, однако, группа опять разошлась в разные стороны.

В 1973-1975 осколки ВОСХОЖДЕНИЯ и ФАЭТОНА в разных комбинациях ещё не раз выходили на сцену, снова выезжали в студенческий лагерь в Петродворце и играли на танцах, но в какой-то момент расстались окончательно. Гусев в конце 1974 стал участником XXX ВЕКА, Цветкова на следующий год позвали в ЗЕРКАЛО, куда с его подачи попали Перегуда и Гуляев. Остальные герои этой истории сцену покинули. В архиве Саши Гусева сохранилась запись трёх песен из первой программы ВОСХОЖДЕНИЯ.

Андрей Бурлака