Несмотря на название, которое предполагало некое преувеличение или даже искусственное раздувание собственной значимости, группа HIPERBOLE, которая существовала в тогда ещё советской Литве, была довольно типичным явлением: она играла лёгкую и жизнерадостную музыку, отличаясь от героев официальной эстрады разве что свободой в выборе тем и пренебрежением к сложившихся там традиций.
Группа собралась в Вильнюсском инженерно-строительном институте осенью 1973 с очевидной целью: играть на танцах во время институтских вечером то, что тогда было актуально, то есть, Элтона Джона, URIAH REEP, BREED и другие как известные, так и не особо группы, чем, собственно, занимались все самодеятельные музыканты в то время. В её первый состав, сложившийся почти случайно, вошли Викторас Прапрас (Viktoras Prapras), ритм-гитара, вокал, Арвидас Срюбас (Arvydas Sriubas), соло, Рикардас Бартусявичус (Ricardas Bartusevicius), бас, Эгидиус Прековичус (Egidijus Prekevicius), клавишные, и Пятрас Меженас (Petras Miezenas), барабаны.
К следующей осени те, кто не собирался связывать себя с музыкой, ушли с головой в учёбу. Новым клавишником стал Арунас Груздис (Arunas Gruzdys), барабанщиком Арвидас Шнарас (Arvydas Snaras), а кроме того, состав очень усилил музыкально одарённый Михаил Гарбер (Michailas Garberis) - он играл на гитаре, скрипке и пел. Тогда же у HIPERBOLE появился звукорежиссёр Миколас Шумкинас (Mykolas Sumkynas).
Поскольку институтской самодеятельности помимо танцев приходилось играть на разного рода официальных мероприятиях, где не поощрялось исполнение импортного рока, HIPERBOLE брали известные песни официальных композиторов Литвы, но обрабатывали их так, что те едва ли опознали их. В такой форме группа добилась первого заметного успеха и сделала себе имя, заняв II место на городском смотре-конкурсе ВИА в Вильнюсе. После этого, оставаясь любителями, но не уходя в андерграунд, HIPERBOLE регулярно участвовали в смотрах, занимая высокие места.
В 1978 группу направили на Всесоюзный фестиваль студенческих ансамблей в Ереване, где она тоже заработала лауреатство. Позитивный образ группы позволил ей под эгидой местного Комсомола много гастролировать по своей республике и даже выбираться в другие. В 1978 Срюбас ушёл и позднее участвовал в группах TIGRO METAI (блеснула на фестивале "Lituanika 87") и VETO BANK. На следующий год его место занял быстро прогрессировавший Игорь Берин (Igoris Berinas), который вскоре добился признания как один из лучших гитаристов Литвы.
Несмотря на скептическое отношение властей к не желавшей играть по их нотам группе, в 1980 она удостоилась звания "народной", поскольку народ, как раз, её и ценил. На ставшем переломным фестивале в Тбилиси (март 1980) Литва представлена на была, но на поднятой им волне HIPERBOLE в 1982 получила возможность концертировать от Литовской филармонии. Группа в то время находилась, по оценкам экспертов, в зените славы. Их песни не затрагивали серьёзных проблем, но обращались к личному, говорили о любви. поисках своего места в жизни, самореализации.
Хотя официально проводимые концерты предполагали исполнение залитованной программы, HIPERBOLE быстро перешли к исполнению своих песен, которых ждала от неё публика, а руководство вынужденно закрывало на это глаза. В то время странным, но работавшим способом подать своё творчество людям были фестивали политической песни, за которые можно было выдать многое - HIPERBOLE под таким соусом выступали в Смоленске, Алитусе (1981) и на рок-фестивале в Вильнюсе.
В 1983 они дали сольный концерт во Дворце спорта Вильнюса. Звукорежиссёр группы записал его, и эта запись стала первым серьёзным альбомом местного магнитоиздата. Это был настоящий пик карьеры, за этот год HIPERBOLE дали 156 концертов!
Тем не менее, система продолжала ставить палки в колёса. В Москве многие группы были распущены или посажены на бессрочный репетиционный период. В Питере на грани закрытия был Ленинградский Рок-клуб. В Литве HIPERBOLE, которая всё ещё базировалась в родном инженерно-строительном институте, неожиданно лишилась своей репетиционной базы. Им предлагалось отказаться от своих песен и исполнять лишь официально утверждённую программу, но все музыканты, только что ощущавшие себя в зените славы и признания, поняли, что это их не устраивает, и приняли решение разойтись в разные сторону. Так после десятилетнего взлёта закончилась история группы.
Берин, который в разное время отметился в PROVOKACIJA и LABIRINTAS, собрал группу, честолюбиво назвав её VILNIUS (1985), но через год сменил сменил его на MEDIUM. Бартусявичус тоже пытался выступать соло, но вскоре исчез из поля зрения. Гарбер записывался с группой BALIUS и другими.
Во второй половине 80-х на рок-сцене Литвы появились новые герои, но и о старых звёздах она, тем не менее, не забыла. Уже в 1991, когда республика получила независимость, HIPERBOLE собрались для ностальгического концерта в примерно прежнем составе.
В 1994-1995 их архивные записи вышли как "Visu laiku topai" I и II. Ещё
чрез год свет увидел альбом "As dar dainuosiu" (1996), потом дискографию
группы пополнили "Tarp dvieju vandenu" (1997), "Vizija" (1998), а также
"Baltas albumas" (1999). Возможно, это не финал.
Андрей Бурлака