Одной из первых совершившая переход от традиционного харда к новой волне тяжёлого металла и имевшая все данные, чтобы добиться в избранном жанре реального успеха, московская группа 99% осталась в истории отечественного рока как культовое имя, немного опередив своё время и не сумев в полной мере воплотить на сцене и в студии свой творческий потенциал.
99% сформировались в Москве осенью 1979 в составе: Андрей Суздальцев, гитара, вокал, Станислав Бородуля, бас, Николай Екамасов, клавишные, и Андрей Зотов, барабаны. Все до этого имели опыт выступлений разве что в других школьных группах и с самого начала были нацелены на тяжёлый рок - как, впрочем, и большинство начинающих музыкантов страны. Сколько-нибудь серьёзного музыкального образования никто из участников 99% не имел, но их самоотдача и целеустремлённость дали свои плоды: всего через пару лет, выступая на вечерах отдыха или на редких подпольных сэйшенах в столице и области, группа приобрела если не популярность, то некоторую степень известности.
В то время 99% играли классический хард с элементами арт-рока, однако, после того, как на рубеже 80-х с Запада начали проникать альбомы новых звёзд тяжёлого рока, прежде всего, Новой Волны Британского Хэви Металла (IRON MAIDEN, SAXON, JUDAS PRIEST, MOTORHEAD, TYGERS OF PANG TANG и др.), решили примерить их стиль на себя. На столичной сцене той поры царило запустение: герои 70-х легализовались, попав в жернова филармонического конвейера, а молодой андерграунд едва дышал под неусыпным оком органов контроля за культурой.
Тем не менее, 99% сумели выжить и сделать следующий шаг. Взяв за основу своего звучания IRON MAIDEN, они сочинили и отрепетировали программу, в которой присутствовали все элементы британского нео-металла. В августе 1982 состав группы усилил яркий фронтмен-вокалист Евгений Ельцов, чей приход завершил её преображение. Первый концерт в новом составе 99% дали 27 октября 1982, став очередной сенсацией самодеятельной сцены. На тот момент только им да ЛЕГИОНУ удалось органично укоренить на почве родных осин саженцы НВБХМ.
Популярность группы начала быстро расти. Чтобы соответствовать канонам жанра, в январе 1983 99% уволили клавишника, место которого занял второй лидер-гитарист Сергей Филиппов. Ещё одним своевременным решением стала запись весной того же года технически несовершенного, но актуального, а поэтому моментально разлетевшегося по столице дебютного альбома, который включал такие номера как "Двойник", "Яркие огни", "Как много пьют", "Я скован", "Ударил гром" и т.д. В записи участвовал и Николай Екамасов.
По каналам бурно развивавшегося магнитоиздата альбом "99%" разошёлся по всей стране, сделав группе имя без всяких гастролей (у неё и в родном-то городе выступления случались нечасто). Обратной стороной признания стали соблазны официальной эстрады: весной 1985 композитор Александр Шкуратов переманил Ельцова в свою новую группу АТТРАКЦИОН. Женя пел и играл на её дебютной виниловой пластинке, а в 1988 сменил в ВЕСЁЛЫХ РЕБЯТАХ Алексея Глызина.
Новым вокалистом стал неизвестный дотоле Михаил Скутский. Ещё год спустя, в 1986, место покинувшего музыку Сергея Филиппова занял Роман Лебедев из оригинального состава КОРРОЗИИ МЕТАЛЛА. Ситуация с самодеятельным роком в Москве слегка улучшилась: по примеру Питера, где власти позволили группам объединиться в Рок-клуб, администрация столицы организовала официально санкционированную Рок-лабораторию, куда сразу же потянулась молодая шпана из подростковых клубов и институтов.
99% вступили в неё в числе первых, а в феврале 1987 выступили на первом рок-лабораторском "Фестивале Надежд" с новой программой. К сожалению, их надежды на прорыв не оправдались: фестиваль стал стартовой площадкой для следующей генерации тяжёлых групп (успех имели та же КОРРОЗИЯ МЕТАЛЛА, ТЯЖЁЛЫЙ ДЕНЬ и ЛЕГИОН, начинавший вместе с 99%, но продвинувшийся дальше в утяжелении своей музыки), хотя 99% получили возможность чаще работать в Москве и выезжать на гастроли.
Неудача, однако, спустила курок раздоров: Лебедев ушёл в МЕТАЛЛАККОРД, а потом вернулся в КОРРОЗИЮ МЕТАЛЛА. Новым гитаристом стал Игорь Чумычкин: годом раньше он вернулся из армии, пробовался в страдавший от частых смен состава МЕТАЛЛАККОРД, но не прижился, зато в 99% оказался весьма кстати. Но брожения на этом не завершились: следом откололся Скутский, собравший собственную группу СПЛАВ, в которой с ним играли обломки развалившегося надвое ЛЕГИОНА. К микрофону был приглашён Владимир Соколов - до этого он пел хард-рок с ФАУСТОМ из Мытищ.
Новый состав дебютировал альбомом "Глас вопиющего": в музыке группы стали заметны элементы глэма, а в текстах присутствовали христианские мотивы. К сожалению, и эта работа группы прошла почти незамеченной. Поскольку в то время концертов у 99% было немного, осенью 1988 Чумычкин принял участие в записи альбома Юрия Наумова "Перекати поле". В знак благодарности Наумов порекомендовал одарённого гитариста Константину Кинчеву, который в том же ноябре пригласил его в АЛИСУ.
Гитару взял в руки новобранец Игорь Сметанин, но в начале 1989 с группой расстался ветеран Андрей Зотов. За барабанами появился Александр Нечаев. Большую часть года 99% посвятили поискам новой формулы звучания, сочиняли песни, пытались радикально сменить имидж, однако, и эта попытка вернуть внимание слушателей результата не возымела. Соколов позднее сотрудничал с основателем ЛЕГИОНА Олегом Царёвым.
В начале 1990 к оставшимся вдвоём Суздальцеву и Бородуле примкнули
молодые музыканты, певец Владимир Козаков и барабанщик Константин Дубков.
99% уже не выступали, пытаясь записывать в домашних условиях новые песни,
но альбом так и не завершили. В начале 1991 место Дубкова занял Дмитрий
Андреев, а вторым гитаристом стал Павел Журавлёв. По данным московской
металлической прессы, в том же году 99% потеряли репетиционную базу, что
сделало дальнейшее существование группы бесперспективным. Судя по всему,
к началу 1993 она распалась. Большинство бывших участников группы музыку
покинуло, а её записи официально никогда не издавались.
Андрей Бурлака