Алексей ЗУБАРЕВ & DUTY FREE ZONE ORCHESTRA

Алексей Зубарев

Известный питерский мультиинструменталист, композитор, аранжировщик и студийный музыкант, Алексей Зубарев уверенно чувствует себя едва ли не в любом жанре и имеет богатый опыт работы как в мире рок-н-ролла, так и с музыкантами-академистами - наиболее яркие страницы его биографии связаны с участием в группах СЕЗОН ДОЖДЕЙ и АКВАРИУМ, непременным и немаловажным участником которого он был на протяжение большей части 90-х и позже.

Алексей Зубарев родился 17 апреля 1959 в Ленинграде, окончил 232-ю английскую школу, где его однокашниками и ближайшими друзьями были ещё два будущих видных деятеля культуры, Женя Пуссер (КЛУБ КАВАЛЕРА ГЛЮКА) и Петя Трублаевич (ТРЕСТ ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ), и, по собственным словам, учился музыке восемнадцать лет - сюда входит и музыкальная школа, и оркестровый факультет Института культуры, ещё в годы учёбы на котором его начали привлекать к студийной работе на питерском отделении фирмы "Мелодия": он записывал романсы, музыку к спектаклям, документальным и художественным фильмам, в том числе, "Никколо Паганини" (1980), "Левша" (1986), "Карьера Артуро Уи" (1996) и т.д.

Первый серьёзный опыт в мире рока Зубарев приобрёл в 1980, когда случай свёл его с композитором и музыкантом Костей Терентьевым (экс-ПОСЕЩЕНИЕ), и он стал гитаристом его группы КАТАРСИС. В конце 1981 Лёша на полставки был приглашён в АРС: они базировались во Дворце Молодёжи, где играли на танцах, работали на студии ЛДМ, участвовали в различных официальных мероприятиях и изредка концертировали.

По уходе из АРСА в конце 1983 Алексей продолжал выступать соло, а позже начал преподавать гитару в ДК Профтехобразования на ул. Софьи Перовской, в двух шагах от тогдашнего жилища БГ.

В мае 1987 Пётр Трублаевич и Лариса Дмитриева пригласили известного лишь в кругах профессионалов Зубарева в состав своего хиппистского арт-рок бэнда ТРЕСТ ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ, с которым он от случая к случаю играл вплоть до осени 1988, а следующей весной стал участником СЕЗОНА ДОЖДЕЙ, который в то время потерял три пятых своего состава и искал им адекватную замену. Зубарев, который, как раз, начинал осваивать бас, а помимо того, неплохо владел электрической и акустической гитарами, виолончелью, клавишными, флейтой и т.д. составил достойную компанию гитаристу Максиму Пшеничному и барабанщику Алексею Петрову.

Они начали репетировать в апреле 1989, к июню сделали программу и дебютировали на VII Фестивале Рок-клуба. Всю музыку сочинил Пшеничный, но в аранжировках ему, как правило, ассистировал Зубарев. Несмотря на смутные времена рубежа 90-х и заведомую немассовость такого жанра как инструментальный арт-рок, СЕЗОН ДОЖДЕЙ второго созыва достаточно много гастролировал (преимущественно, в Прибалтике) и записал три альбома, "Возвращение" (1991), "Альбом трав" (1992) и изданную позже "Ностальгию" (1999) - последняя была составлена из ранних концертных записей.

Летом 1991 СЕЗОН ДОЖДЕЙ вместе с другими российскими группами участвовал в вояже на Соловки, где Зубарев подружился с Борисом Гребенщиковым и его музыкантами (в то время выступавшими под неофициальной вывеской БГ-БЭНД), в результате чего под Рождество был приглашён на запись новой песни "Кони беспредела", а в январе 1992 стал постоянным участником группы и дебютировал в её составе на премьере киноленты Сергея Соловьёва "Дом под звёздным небом".

Начиная с 1992 Зубарев стал важным элементом аранжировочной концепции БГ-БЭНДА, а в 1993-1997 и АКВАРИУМА, где пригодились все знания и навыки гитариста. Среди его работ в группе можно отметить номера "Зачем" (альбом "Пески Петербурга), "Всадник" и "Время любви пришло" ("Гиперборея") и т.д.

Приблизительно на середину аквариумской эпопеи Зубарева пришлось начало его соло-карьеры. Осенью 1995 на "Форум-Юнистудии" музыкант записал свой дебютный альбом "Тайные записки международного лейтенанта", в работе над которым приняло участие полтора десятка человек, в т.ч. многие участники АКВАРИУМА (Александр Титов, Олег Сакмаров, Сергей Щураков, Юрий Николаев, Андрей Вихарев), бывший коллега по СЕЗОНУ барабанщик Алексей Петров, вокалистки Настя Полева (НАСТЯ), Лена Терентьева (экс-КАТАРСИС), Юлия Шулепова (экс-ТРЕСТ ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ) и т.д. Записью руководил гитарист и звукорежиссёр Никита Иванов-Номан (экс-ОРКЕСТР А, НИКИТА-БЭНД). Два года спустя "Записки" были изданы московской компанией FeeLee Records.

Между тем, сразу по окончании записи Зубарев начал собирать концертную версию группы, которая получила название DUTY FREE ZONE ORCHESTRA: в её состав в разное время входило до тринадцати музыкантов, как правило, не из рок-н-ролльных кругов, а более близких к консерваторской школе. Среди них виолончелист Пётр Акимов (ВЫХОД, NAUTILUS POMPILIUS), альтист Рустик Позюмский, скрипач Александр Сергеев и т.д. За клавишными изначального Константина Гусева сменил Марк Бомштейн (экс-ДЖУНГЛИ). Барабанщиком стал упомянутый выше Петров.

Следующие два года группа нечасто играла в питерских клубах и концертных залах, варьируя состав в зависимости от наличия музыкантов. Позюмский и Сергеев в 1996 параллельно собрали свою группу ЧЕРЁМУХА, Бомштейн играл в инструментальном комбо ЛЕС, а потом с ЮГОСЛАВИЕЙ. Акимов несколько лет прожил в Москве, сотрудничая с Ольгой Арефьевой и её КОВЧЕГОМ, а позднее в Питере принимал участие в ВЫХОДЕ и той же ЧЕРЁМУХЕ.

В октябре 1996, когда СЕЗОН ДОЖДЕЙ отмечал в ДК Пищевиков десятилетие со дня вступления в Рок-клуб, на одной сцене встретились участники тогдашней версии группы, а также ОЛЕ ЛУКОЙЕ и DUTY FREE ZONE ORCHESTRA Зубарева.

Алексей Зубарев

В 1997 Зубарев записал вторую студийную работу: альбом оркестровых инструментальных вариаций и фантазий на темы песен АКВАРИУМА "Плоскость", "Десять стрел", "Аделаида", "Дубровский", "Серебро Господа моего" и др. Весной того же года в преддверии четвертьвекового юбилея АКВАРИУМА Борис Гребенщиков распустил текущую версию группы, и Зубарев ушёл в свободное плавание. В 1997-1999 он периодически играл блюз с группой UNDERGROUND SUNBURN и отметился на её дебютном альбоме (2000).

Последним значительным концертным опытом DUTY FREE ZONE ORCHESTRA стало выступление в ДК им. Ленсовета перед выходом основателя VAN DER GRAAF GENERATOR Питера Хэммилла 18 апреля 1998, после чего активность группы постепенно сошла на нет, а Алексей Зубарев вернулся к сессионной работе и на сцене с тех пор долго не появлялся.

Отдельную страницу в его музыкальной биографии составлет долгое, хотя и нерегулярное сотрудничество с автором-исполнительницей Еленой Гудковой: начиная с 1992 Зубарев записывался на её альбомах, а в 1998-2000 выступал с ней на сцене под вывеской DUTY FREE TRIO (сам Зубарев, Марк Бомштейн и Алексей Петров). Начиная с 2002 Зубарев активно работал в кино, озвучив порядка тридцати картин и сериалов, включая "Время любить" (2002), "Живой" (2006), "Брак по завещанию" (2009), "Географ глобус пропил" (2013), "Ладога" (2013), семьдесят с лишним серий "Оперов", документальные и мультипликационные фильмы.

Алексей Зубарев

В середине нулевых он периодически выступал в клубах акустическим дуэтом с Алексеем Вайнером (WINE), а в марте 2013 вернулся к сотрудничеству с БГ и текущей версией постоянно меняющегося АКВАРИУМА на концерте во дворце Белосельских-Белозерских.

Андрей Бурлака