ИНТЕГРАЛ

Интеграл

ИНТЕГРАЛ - в истории нашей популярной музыки явление особое и не имеющее аналогов: начав в середине 60-х с актуального тогда джаза, он с течением времени превратился в бит, а потом и рок-группу, за долгие годы на сцене перепробовал все актуальные жанры, добившись максимального успеха с не особо известным в нашей стране кантри, пользовался бешеной популярностью, делал красочное шоу, всюду собирая многотысячные аудитории, но при этом не имел ни ярких хитов, ни легендарных альбомов. Через его состав прошло немало талантливых музыкантов, которые позже вспоминали с благодарностью приобретённый там опыт, добившись успеха соло, а сам ИНТЕГРАЛ, проведя на сцене почти четверть века, превратился в эстрадный boys band, впрочем, тоже имевший огромный успех, но у другой публики.

Его история началась с того, что летом 1965, успешно сдав экзамены за одиннадцатый класс в 232-й школе посёлка Чарский (ныне город Чарск) в областной промышленный Усть-Каменогорск приехали два вчерашних школьника, Бари Алибасов и Михаил Арапов, которые подали документы и поступили на архитектурный факультет в тамошний строительно-дорожный институт. Первый из них, Бари Алибасов родился 6 июня 1947 в Чарском в многодетной семье. Его отец-казах работал в банке, а мать-татарка была бухгалтером, поэтому, что такое деньги, он знал уже с детства.

Школьником Бари (на казахском его татарское имя превратилось в Бауыржан, а на русском его переименовали в Борю) не отличался особым прилежанием, но проявлял разнообразные таланты: играл в школьном театре, вёл спектакли и концерты, пел и барабанил в группе, с которой объездил все близлежащие колхозы. В той же группе состоял и Миша Арапов, который играл на баяне.

К концу первого учебного года, весной 1966 они собрали при студенческом клубе института джаз-квинтет, который и получил имя ИНТЕГРАЛ. По большей части в него вошли, естественно, соученики-студенты: Владимир Сенченков, соло-гитара, Анатолий Лепёшкин, контрабас, Михаил Арапов, клавишные (он сменил баян на электроорган "Ионика"), Владимир Соловьёв, саксофон, и сам Бари Алибасов, барабаны, вокал, иногда гитара. Хотя петь - по примеру битлов - старались все, время от времени на сцене с ними появлялись приглашённые вокалисты: Вячеслав Елисеев, Алёна Усова, Валентина Белик.

Конечно, называя себя джаз-квинтетом, играли они не совсем джаз, но так было принято. В репертуар группы входила разнообразная, главным образом, танцевальная музыка, причём, практически сразу Арапов и Алибасов начали сочинять песни сами. Их первой совместной работой стал романтичный твист "Весенний дождь" (1967).

В то время ансамбли ещё были новинкой, причём, интересной и пришедшейся, как нельзя, кстати, поэтому танцы во Дворце металлургов, где базировался ИНТЕГРАЛ, пользовались успехом - народ валил валом. Алибасов и Арапов даже отказались от предложения устроиться в ДК рабочими сцены, им хватало заработанного музыкой. На летних каникулах они отправились в тур по всему Алтайскому краю, Семипалатинской и Восточно-Казахстанской областям республики с программой "Нам - 20!"- сам Бари, как раз, отпраздонвал эту дату. Ощущая интерес молодёжи к новым ритмам, группу пригласила дирекция Восточно-Казахстанского областного театра им. Джамбула, где она озвучивала два спектакля.

Интеграл

По осени, понимая, что в молодёжной музыке сменились приоритеты, Алибасов сменил джаз-квинтет на бит-группу: в ней к ним с Араповым присоединились Александр Крахин, соло-гитара, вокал, и Александр Стефаненко, бас, вокал. Солистами на этом этапе стали Валентина Свисткова и Рифат Насыров. Что не удивительно, через несколько месяцев Свисткова и Арапов поженились, уйдя строить семью и лишив группу автора музыки, клавишника и двух вокалистов. На место Арапова пришёл второй гитарист Виктор Белозёров, к микрофону выдвинулся сам Бари, за барабанами его сменил Владимир Барашков, а новой вокалисткой стала голосистая и очаровательная Аза Романчук.

В репертуаре ИНТЕГРАЛА в то время были инструменталы THE SHADOWS, песни битлов, THE ANIMALS, THE HOLLIES, а также кое-что собственного сочинения. Своё сочиняли Крахин, сам Алибасов, оставались в программе песни Арапова.

Как это обычно случается, при появлении в замкнутой мужской компании девушек, это провоцирует внутренние конфликты, а Аза охотно давала повод для таких конфликтов, что усложнило отношения внутри группы. В итоге от неё пришлось избавиться, хотя на её место пришла другая девушка-певица, Гаухар Ботабаева.

Тем не менее, как и все самодеятельные группы, ИНТЕГРАЛ неизбежно страдал от необходимости сочетать музыку с основной работой или учёбой, текучки связанных только взаимной приязнью кадров, сложностей во взаимоотношениях с властями и т.п. Но он уже завоевал в республике определённый статус, а это пока работало на него. Летом 1969 группа отправилась на гастроли по всему Казахстану. Тур завершил триумф у зрителей Алма-Аты, для которых ИНТЕГРАЛ стал символом новой молодёжной музыки, биг-бита. В европейских столицах эта волна прошла, но до провинции она едва докатилась.

Интеграл

Поскольку время от времени руки к группе протягивал венкомат, Стефаненко на басу подменил Александр Теренин, а вторым гитаристом стал брат Виктора Александр Белозёров. В процессе работы появлялись и другие музыканты.

Как бы то ни было, уставшая от напряжённой работы и внутренних проблем группа разваливалась - пропали Насыров и Крахин, другие тоже поглядывали в сторону, поэтому в ноябре 1969 Алибасов распустил группу, уйдя в армию, куда его и так должны были призвать. Следующие два года он руководил в Алма-Ате ансамблем штаба ПВО САВО, озвучивая все официальные мероприятия вроде смотров и торжественных вечеров, но в остальное время, используя богатый опыт, музицировал с ним на танцах в колхозе "40 лет Казахстана" и везде, где хотели слышать современную модную музыку. Сослуживцы даже дали ему прозвище "Алибас-концерт".

Успешно исполнив свой воинский долг при штабе и в колхозе, в конце 1971 Бари вернулся в Усть-Каменогорск и, убедившись, что магия имени всё ещё действует, и о нём не забыли, возродил ИНТЕГРАЛ. Хотя это была несколько иная группа и другой статус. Собрать музыкантов труда не составило: в неё тогда вошли Вячеслав Бобков, соло-гитара, вокал, Бахытжан Ахмешев, стил-гитара, Альберт Гумаров, бас, вокал, Анатолий Филипьев, эл.орган, Владимир Доленко, ф-но (он же делал в группе почти все аранжировки), Ержан Абдрахманов, вокал, братья Пётр Березовский и Аркадий Березовский, барабаны, а звуком и светом занимались Юрий Чащевой и Сергей Янкин. Как раз, тогда Алибасов обратил внимание на кантри-рок, где был простор для самовыражения, но не требовалась пугавшей надзорные органы громкость. На этом, в каком-то смысле, закончилось детство группы и началась юность.

Всё ещё оставаясь в полуофициальном статусе любителей, ИНТЕГРАЛ мог не ориентироваться на официальные правила, но при этом экспериментировать со всем, что было ему интересно. Уже тогда они начали делать шоу, пускали на сцене дым, играли светом, использовали оригинальные костюмы и играли мини-спектакли, но поскольку это происходило далеко от столиц, власти его как будто не замечали. Но делать кассу своему ДК и филармонии группа помогала.

Через год Бобков ушёл в армию, после которой попал в ГОРОСКОП, а на его месте появился сильный музыкант Михаил Лазарев, который играл на гитаре, банджо и флейте. Помимо работы на танцах и поездок по окрестным городам и весям, ИНТЕГРАЛ представлял ДК на часто случавшихся тогда фестивалях и конкурсах самодеятельности. Слухи о них доходили даже до Москвы, где группу упоминала пресса. Сам Алибасов, насколько было возможно, следил за тем, что происходит на мировой поп-сцене. Он слушал рок, джаз, причём, и мэйнстрим, и авангард, а также американских композиторов Шёнберга, Айвза, Кэйджа.

Пытаясь придать своей музыке налёт "серьёзности", Алибасов на время ввёл в ИНТЕГРАЛ камерный струнный квартет: две скрипки, альт и виолончель. При записи на местном радио с группой работал дирижёр эстрадно-симфонического оркестра Казахского радио и телевидения Евгений Журкин - при его участии были записаны песни Крахина "В чистом небе" и "Нищий".

Но ревнители идеологических штампов находились всегда и везде. Сегодня об этом странно говорить, но в ту пору в прессе появлялись письма, в которых Алибасова, называвшего себя на афишах татарским именем Бари, обвиняли в "низкопоклонстве перед Западом", полагая, что он хочет стать Барри, а не Борисом!

Во второй половине 70-х отношение власти к самодеятельным группам, по её представлению, представлявшими опасность для стоявшему на глиняных ногах колоссу идеологии, заметно ухудшилось: исподволь начинался бум дискотек с аполитичной танцевальной музыкой, пользовались спросом барды, по стране расходились первые работы магнитоиздата - и всё это без цензуры! До этого державшийся довольно свободно ИНТЕГРАЛ начал ощущать давление, поэтому в 1976 покинул Усть-Каменогорск.

Полгода группа гастролировала по Западной Сибири и Саратовской области, где нашла общий язык с местной филармонией. Клавишник Толя Филипьев не захотел бросать университет, и остался в Казахстане. Его место занял ещё один местный музыкант, гитарист, певец и автор песен Юрий Лоза, который работал при филармонии с детской группой клоуна Юрия Павлова и в группе ВЕСЁЛЫЙ КАЛЕЙДОСКОП.

Тогда же из Питера к ним приехала эффектная Ирина Комарова: она играла на скрипке, бас-гитаре и пела. Вместе с ней пришёл её тогдашний муж, поющий конферансье Сергей Серебрянский. На следующий 1978 год в ИНТЕГРАЛ влились Александр Назаров, бас, мандолина, до того игравший только на танцах в Тайцах под Питером с группой КАРАВАН, виртуозный клавишник, выпускник Саратовской консерватории Игорь Сандлер, начинавший с джаз-рока в группе СЕЛИГЕР, и барабанщик Халил Даукаев.

На этом этапе ИНТЕГРАЛ неожиданно для себя с головой окунулся в эстрадный мир с его законами и негласными обычаями. В одной из первых поездок на гастроли в Ташкент группе попалась директриса-жулик, а как следствие, ей пришлось решать проблемы с милицией. Правда, решились они всё же в пользу музыкантов. Тогда же в группу был принят танцевально-пластический дуэт, Леонид и Марина Пахаревы, а её техническая группа разрослась до тридцати человек!

Значительную помощь и поддержку оказала группе московская журналистка Элла Федосеева, которая по мере сил писала о ней в центральной прессе, приглашала на её концерты интересных людей и т.д.

Зрелищная, яркая и нейтральная по содержанию группа гастролировала много и успешно: даже в богатом на зрелища Питере она две недели подряд давала по два концерта в день на сцене ДК им. Дзержинского. На одном из них даже побывал начинающий модельер Вячеслав Зайцев, который, впечатлившись, сделал ИНТЕГРАЛУ оригинальные костюмы. Алибасов делал ставку на шоу, а не на музыку и записи, и не прогадал - для публики это было притягательной, но не раздражающей новинкой. К работе с группой были привлечены режиссёр по пластике Сергей Гельсингфорский и экспериментатор Евгений Харитонов, уже работавший с трио ПОСЛЕДНИЙ ШАНС. Он и ставил группе программы.

В 1979 Назаров и Комарова вернулись в Питер, попали в ВИА КАЛИНКА, откуда в 1980 ушли в ФОРВАРД. Новым скрипачом стал Ярослав Ангелюк, начинавший в студенческой группе ИСКАТЕЛИ ПРИКЛЮЧЕНИЙ. Правда, через год ушёл и он, собрав в Подмосковье нашумевший ПРИМУС. В следующей версии ИНТЕГРАЛА на скрипке играл Игорь Копнинцев, а на басу Александр Отческий.

Выходом на новую ступеньку популярности стал для него первый официальный рок-фестиваль "Весенние Ритмы. Тбилиси'80", проходивший в столице Грузии 8-16 марта 1980. Несмотря на активную поддержку местной филармонии, у неё не хватало аппаратуры для такого масштаба - техника ИНТЕГРАЛА оказалась, как нельзя, кстати, и многие участники фестиваля (включая МАШИНУ ВРЕМЕНИ) были благодарны ему за это. Сама группа тоже выступила и - наряду с ДИАЛОГОМ - стала лауреатом III степени. В вышедший по мотивам фестиваля двойной альбом (1981) вошли песни "Странный мир" Чеслава Немена (слова Василия Лугового), татарская народная песн "Подснежник" в аранжировке Доленко и, конечно, грузинская "Сулико". Спел их Альберт Гумаров.

Фестивальный успех имел и другие следствия. В апреле группе, наконец-то, разрешили сделать первый концерт в Москве. Он прошёл в концертном зале "Октябрь", естественно, на "ура". В том же 1980 они озвучили мультфильм "Хитрая ворона" (режиссёр Галина Баринова). Программа, с которой на этом этапе ездил по стране ИНТЕГРАЛ, называлась "Наша дискотека" (1980), но в ней с диско соседствовали рок-н-роллы, блюзы и кантри. Поскольку тогда же большим спросом у молодёжи пользовались магнитоальбомы, одно из своих выступлений группа записала и пустила в оборот как "Подпольный концерт".

В октябре 1980 Лазарева пригласили в питерский ПУЛЬС, который собрал для себя Альберт Асадуллин, но новым гитаристом стал герой питерского же андерграунда Юрий Ильченко, прославившийся в рядах МИФОВ, но перед этим отыгравший год с киселёвскими ЗЕМЛЯНАМИ. Вместе с ним оттуда пришёл и Алексей Шмаргуненко, который занимался аппаратурой. Блюзы, рок-н-роллы и баллады Ильченко заметно освежили репертуар.

Можно смело утверждать, что этот состав в богатой на яркие имена истории группы был лучшим, а сама она достигла пика своей карьеры. Шоу ИНТЕГРАЛА впечатляло своим размахом, все музыканты были подвижны, что-то показывали на сцене (например, Сандлер с выбритым черепом на котором сияли блёстки из фольги, явно изображал инопланетянина), в программе были как авторские песни, так и кавера - часто со словами на русском.

Интеграл

Подтверждением этого стало для группы предложение записать музыку к фильму "Не бойся, я с тобой" (1981), который снял Юлий Гусман. Её автором был популярный с 60-х азербайджанский композитор Полад Бюль-Бюль оглы, а исполняли песни Иосиф Кобзон, Ирина Понаровская, Владимир "Царь" Васильев (тогда ЦВЕТЫ) и сам автор. В фильм музыка попала, а в переписанный в 1982 для пластинки саундтрек нет.

Продолжая тему тбилисского фестиваля, "Мелодия" выпустила миньон с теми же тремя песнями - разве что "Dziwny jest ten swiat" Немена превратилась в "Странного человека". Весной 1982 из того же ПУЛЬСА в ИНТЕГРАЛ пришёл выпускник питерской Консерватории Сергей Шмелёв, а за барабанами появился полный тёзка знаменитого хитмэйкера Юрий Антонов.

Это было время, когда в популярной музыке ещё думали о крупных формах. Как известно, в мае 1976 в театре Ленком состоялась премьера рок-оперы "Звезда и смерть Хоакина Мурьеты", которую создали Алексей Рыбников и Павел Грушко по мотивам кантаты чилийского поэта и Нобелевского лауреата Пабло Неруды (он написал её в 1967). В конце 70-х она была записана при участии группы АРАКС и издана на пластинках, а в 1982 её перенёс на экран режиссёр Владимир Грамматиков ("Усатый нянь"). ИНТЕГРАЛ принял участие в записи саундтрека, Гумаров, Щедрин, Сандлер и Лоза снялись в роли рейнджеров, а Лоза даже спел.

Премьера фильма состоялась в мае 1983, но к тому времени группа полностью обновилась. В декабре 1982, чтобы сделать состав более сильным, но не хаотичным, Алибасов распустил участников и стал набирать других. Гумаров и Лоза начали соло-карьеры (второй позже играл в ПРИМУСЕ и ЗОДЧИХ), Шмаргуненко и Антонов перешли в АВГУСТ, Ильченко - на танцы в питерский сад им. Бабушкина (где пел с КОНТУРОМ), Сандлер собрал ЛИМУЗИН, который превратился в ИНДЕКС-398.

К весне сложился полностью новый ИНТЕГРАЛ: Рифкат Даукаев, гитара, бас, Виктор Щедрин, гитара, флейта, бэк-вокал, Ирина Малова, скрипка, вокал, Игорь Плисов, гитара, бэк-вокал, Игорь Новиков (экс-ШЕСТЕРО МОЛОДЫХ), бас, Игорь Луцив, барабаны. Стремясь привлечь авторов песен, которые бы звучали современно, Алибасов попытался пригласить студентов питерского Театралььного института, которые блеснули с капустником "Ах, эти звёзды" и превратились в СЕКРЕТ, но предложение принял только Дмитрий Рубин - в апреле 1983 он влился в ИНТЕГРАЛ как текстовик, а их с Максом Леонидовым песня "Привет" надолго прописалась в его репертуаре. В их исполнении она даже попала в программу "В субботу вечером" Центрального телевидения. Одно время Рубин играл на бас-гитаре и пел.

Позже Рубин собрал группу ТАКСИ, а потом свой Оркестр и стал сценаристом сериалов. Из старого состава некоторое время оставался Сергей Шмелёв, но весной 1983 его пригласили в ФЕНИКС, хотя с Бари он сотрудничал и позже. Тогда же в магнитоиздате появилась ещё одна запись группы (1983).

На следующий год ИНТЕГРАЛ десять дней подряд выступал в Московском театре эстрады. В ритм-секции Рубина сменил бас-гитарист Владимир Козак, состав усилил гитарист Сергей Перегуда. На банджо и стил-гитаре некоторое время играл Андрей Шепелёв (КУКУРУЗА, позднее ГРАССМЕЙСТЕР).

Позднее в том же 1984, обедая в ресторане Курска, Алибасов приметил там бас-гитариста. Он не был виртуозом, но выглядел привлекательно, и всегда ценивший эту сторону успеха, Бари пригласил его в ИНТЕГРАЛ. Так в группе появился Евгений (Женя) Белоусов. По той же причине в рядах группы месяца четыре провёл Сергей Челобанов, который пел, играл на гитаре, клавишных или саксофоне, но более представлял себя.

Летом 1985 ИНТЕГРАЛ принял участие в ХII Всемирном фестивале молодёжи и студентов в Москве, дав грандиозный концерт в московском Дворца спорта "Олимпийский". Вплоть до этого времени группа ходила под угрозой того, что её расформируют - чиновникам от культуры она всегда виделась далеко не соответствующей канонам соцреализма.

Середина 80-х оказалась бурным временем, когда музыкальная сцена страны на глазах менялась: выплеснули годами копившийся в них творческий запас рок-клубы и вообще самодеятельность, молодёжь интересовали то металлисты, то панки, то барды, то рокеры, а косный кодекс о труде, который в сфере эстрады почти не менялся с 30-х, не учитывал того, что кроме музыкантов на сцене в концерте задействовано много людей, чьё существование там просто не предусмотрено. 7 декабря 1985 года газета "Советская культура" напечатала статью Алибасова "Художественный руководитель не предусмотрен", где он, как раз, и говорил об этом. Как ни странно, она стала предметом обсуждения в Министерстве культуры, куда приглашали и самого Бари.

В мае 1986 к составу Алибасов, Перегуда, Козак, Белоусов, Луцив добавился Владимир Кирюшкин (экс-СВЕРСТНИКИ), клавишные, вокал, и вернувшаяся после распада ФОРВАРДА Ирина Комарова, скрипка, вокал. Запись концерта группы в саратовском Балаково 12 мая 1986 тоже ушла в народ как магнитоальбом.

Атмосфера в миру музыки быстро менялась. Тем не менее, Алибасов продолжал вести ИНТЕГРАЛ своим путём. Новым клавишником группы стал Вадим Редькин (позже ПОЕЗД 26), на бас и вокал вернулся Альберт Гумаров. В 1988 ушёл к ВЕСЁЛЫМ РЕБЯТАМ (а от них в ЛЮБЭ) Перегуда, но появился Валерий Юрин, гитара, вокал. Ещё одним вокалистом стал барабанщик Андрей Потанин, а очередной вокалисткой Марина Хлебникова. Тогда же появились сразу два барабанщика, Николай Крючков и Анатолий Кругляк (последний в 1989 ушёл в ЗАРОК).

Пытаясь соответствовать духу времени - а оно было пронизано неприятием косности всех советских реалий - в 1989 Алибасов организовал на студии "Тон Сервис" запись первого и единственного полновесного альбома группы. Ручки крутил известный по работе на "Мелодии" мастер Юрий Богданов, а в ИНТЕГРАЛЕ играли и пели сам Бари, Юрин, Гумаров, Шмелёв, Потанин. Песни были на злобу дня, разблачая политиков ("Брежнев", "Берия", "Вышинский", "XX партконференция"), живописуя реальность ("Токсикоман", "Нищий") или иронизируя по любому поводу ("Дураки", "Последние известия", "Пельмени", "Аванс"). "Мелодия", тем не менее, не решилась издать альбом, и он лежал в архиве до 1994, когда его выпустили на кассетах и компакт-дисках Jeff Records и Image Records.

Но сам ИНТЕГРАЛ ещё в 1990 прекратил существование, а финальный состав, в который входили Владимир Кущев, гитара, Владимир Полищук, бас, вокал, Андрей Рубцов, клавишные, вокал, и Потанин, барабаны, вокал, уступил в планах Алибасова место его НА-НА. Поначалу она выступала как поп-группа - Бари перевёл туда Юрина и Хлебникову и ввёл в её состав музыкантов, прослушиввшихся в ИНТЕГРАЛ (Андрей Ктитарев (клавишные), Игорь Павленко (тенор-саксофон), Александр Карпухин (бас, вокал) и Валерий Бурнейко (барабаны, вокал)), но позже превратил её в типичный boys band, неизменно популярный у юной женской аудитории. В неком смысле это стало для него моральной (и материальной) компенсацией за годы, отданные рок-н-роллу в ИНТЕГРАЛЕ. Музыкальным руководителем в НА-НА надолго стал старый коллега Алибасова Сергей Шмелёв.

Шмелёв по старой памяти выступал и с Лозой, который продолжаел с успехом концертировать. Сандлер поработал за границей с группой RED ROCK, а потом вернулся в Москву и открыл свой продюсерский центр. Ильченко то уходил из музыки, то возвращался, собирал группы, писал книги и снимался в кино. Марина Хлебникова, Сергей Челобанов и Женя Белоусов стали популярными в 90-х поп-артистами. Александр Крахин - композитором, поэтом и писателем. Ержан Абдрахманов - директором государственного оперного театра Казахстана и заместителем мэра Алма-Аты. Долго оставался на сцене Аркадий Березовский (ЗЕРКАЛО МИРА). Владимир Казак отметился в ГАЛАКТИКЕ. Александр Назаров в ЭЛЕКТРОКЛУБЕ. Игорь Луцив в А'СТУДИО. Сын Юрия Чащевого Олег Коршунов пел в НА-НА. Записи ИНТЕГРАЛА в XXI веке не переиздавались, но память о группе жива, поэтому возможно, что они ещё появятся.

Андрей Бурлака