ЛАБИРИНТ

В истории питерского рок-н-ролла фигурирует несколько групп, носивших имя ЛАБИРИНТ; судьба одной из самых интересных среди них (хотя, возможно, и наименее известной) связана, по большей части, с Академией Художеств им. И.Е. Репина, в стенах которой прошла значительная часть её биографии.

Основатель группы, гитарист, певец и автор песен Николай Иванов с юных лет целенаправленно стремился к художественному образованию: он учился в СХШ (средней художественной школе), где познакомился с окончившими её несколькими годами раньше братьями Лемеховыми (в то время они уже были студентами Академии и играли со своей группой ПРИЗРАКИ), с первого захода принят не был, отслужил в армии и, прежде, чем поступить в Академию, год посещал лекции вольнослушателем. В то время Коля уже сочинял песни на собственные слова, тяготея при этом к рок-балладам и блюзу.

Году в 1974 в стенах Академии Иванов познакомился с несколькими молодыми людьми, из чего вскоре и выросла группа ЛАБИРИНТ. Спустя некоторое время её состав стабилизировался: Николай Иванов, бас, вокал, Алексей Мурзин, соло-гитара, Александр Лопаткин, клавишные, вокал, и Василий (фамилия уточняется), барабаны. Иванов и Мурзин готовились стать скульпторами. Лопаткин родился в белорусском Полоцке, но школу окончил в Зеленодольске (Татарстан), в конце 60-х дебютировал на сцене с группой КВАРТОН, а летом 1971 приехал в Питер учиться на архитектора (вероятно, по примеру своего земляка Алика Асадуллина, который уже пел в ПРИЗРАКАХ), имел музыкальное образование, абсолютный слух, свой электроорган и приличный голос. Лишь барабанщик отношения к изящным искусствам не имел и работал сторожем сутки через трое.

Звучание ЛАБИРИНТА, во многом, опиралось на музыкальные дарования Саши Лопаткина и Лёши Мурзина. Он играл не особо технично, но добротно, почти всегда используя педаль "fuzz", благодаря чему у них получалось тяжёлое, грязноватое и сырое - как бы сказали теперь - панковское звучание.

Они начали выступать на вечерах в Академии Художеств, исполняя как песни Коли Иванова, так и непременный набор популярных западных хитов: главным образом, хард и блюз-рок. Время от времени к ним присоединялся способный художник (он учился на отделении живописи) и музыкант Вячеслав Резчиков, который играл на гитаре и флейте, пел мягким тенором, чем-то напоминавшим Дэвида Байрона из URIAH HEEP и тоже сочинял неплохие песни. В Питер он приехал по одним данным, из Калининграда, по другим - с Западной Украины.

Весной 1976 барабанщик Вася пропал - то ли его забрали в армию, то ли он просто решил бросить музыку. Некоторое время переговоры на эту тему вёл с ЛАБИРИНТОМ гитарист и барабанщик Евгений Мочулов из распавшейся в мае группы ЧТО ДЕЛАТЬ? (они и раньше общались по вопросам аппаратуры), но так и не вписался. Через месяц Мочулов стал участником РЕМОНТА, а ЛАБИРИНТ на время летних каникул прекратил существование.

В начале осени Коля Иванов, выгуливая своего колли во дворе дома на углу Среднего и 8-й линии Васильевского острова (напротив известного в те годы "Лондона"), познакомился с бас-гитаристом лишившейся репетиционной базы и работы группы ZA Олегом Поляковым.

"Коля сказал, что на его курсе в Академии тоже есть группа, - вспоминал Олег, - он играет на басу и поёт, но ему очень трудно совмещать вокал с игрой; к тому же, у них ушёл барабанщик. Коля спросил, не могли бы мы им помочь - кроме него оставались два гитариста и клавишник. Я пришёл в восторг. Особенно после того, как узнал, что поют они только его, колины песни! Мы тут же схватили гитары и стали проводить всё свободное время, играя то у него, то у меня. Песни его сразу понравились".

Часть аппаратуры ZA была перевезена из квартиры Полякова в Академию. Так в октябре 1976 сложился новый состав ЛАБИРИНТА: Иванов, Мурзин, Лопаткин, иногда Резчиков плюс Олег Поляков, бас, и Николай Зарубин, барабаны. Они заново отрепетировали программу и с триумфом дебютировали на осеннем балу в Академии Художеств, встреченные студентами на "ура".

Уже на следующую репетицию ЛАБИРИНТА заглянул скучавший без дела гитарист ZA Вячеслав Евтеев. "После первого же его аккорда Лёша Мурзин забрал свою гитару и ушёл - всё было настолько очевидно, что с его стороны не было и тени обиды". Резчиков тоже исчез (в буквальном смысле слова). Весной 1977 он неожиданно вернулся в группу, но потом опять пропал из виду, оставив в репертуаре ЛАБИРИНТА один свой блюз, петь который пришлось Иванову.

"Далее, - по словам Полякова, - был Новогодний вечер в Академии в декабре 1976 и ещё несколько концертов, приуроченных к каким-то праздникам. Мы с Зарубиным решили, что в песнях Коли что-то есть. Хотя тексты были наивны, жизнь и искренность в них присутствовала". В мае 1977 студенты Академии ушли на очередную сессию, а музыканты ЛАБИРИНТА разъехались на каникулы. Как оказалось, бессрочные: той же осенью Володя Рекшан пригласил Евтеева, Полякова, Зарубина и Лопаткина в очередной состав САНКТ-ПЕТЕРБУРГА, а Иванов, оставшись один, бросил музыку.

В настоящее время Иванов работает в Петропавловской крепости. Мурзин стал скульптором; он, в частности, занимался восстановлением памятника Петру I в Константиновском дворце. Лопаткин после САНКТ-ПЕТЕРБУРГА играл эстраду в ВЕСЁЛЫХ ГОЛОСАХ, арт-рок в ПУЛЬСЕ и новую волну в МОДЕЛИ, между ними работал в Театре "Буфф", а потом ОМА Ленконцерта, но в 90-х вернулся к семье в Казань и обратился к живописи. Резчиков занимался реставрацией, ездил по монастырям, после чего, по некоторым сведениям, перебрался жить в Калининград. Записи ЛАБИРИНТА до наших дней, видимо, не дошли.

Андрей Бурлака