История питерской группы POSTSCRIPTUM типична для времени, которому она принадлежит; ареал обитания (подростковые и заводские клубы, пригородные танцплощадки) и музыка (от классики харда до основ русского рока) тоже. Удивительным в ней, пожалуй, является то, что почти все участники группы остались в рок-н-ролле и добились при этом существенных успехов.
Один из основателей группы Иван Боровиков (р.1.07.61 в Ленинграде) летом 1978 окончил 121-ю школу и поступил в Техникум Промышленной Теплотехники на ул. Красной Конницы. Осенью первокурсников отправили на сельхозработы в колхоз, где трудился и Герман Заикин (р.6.05.60 в Ленинграде) - там они играли на гитарах МАШИНУ ВРЕМЕНИ и другую популярную у молодёжи музыку, а по возвращении в город решили собрать группу. Мало по малу идея обросла сочувствующими. Гера как более продвинутый по части музыки познакомился с гитаристом, тот привёл другого, ещё раньше появился барабанщик. Название POSTSCRIPTUM особого подтекста не имело и привлекло их, скорее, своей звучностью.
В первый состав группы вошли Иван Боровиков, вокал, Герман Заикин, бас, Александр Ладвищенко и Валерий Кобушко (р.22.06.62 в Ленинграде), гитары, и Валерий Кирилов (р.13.08.62 в Дукштасе, Литва, хотя вырос в Ленинграде), барабаны. Последний учился в школе вместе с Герой, они вместе поступили в ЛТПТ, но через год Кирилов ушёл в одиннадцатилетку при Консерватории и далее в музучилище им. Мусоргского.
В 1979, едва только оперившись, POSTSCRIPTUM перешёл в подростковый клуб "Спартак", где выступал на конкурсах патриотических клубов, играл на вечерах и т.п. Репертуар группы не блистал оригинальностью: DEEP PURPLE, МАШИНА ВРЕМЕНИ, МИФЫ и всё, что было им по силам. Валера Кобушко вскоре ушёл, а осенью 1981 загремел в армию. Его место занял Игорь "Джексон" Кузнецов.
Как-то раз один из гитаристов принёс известие, что на "Электросиле" есть хорошая база, где можно репетировать и играть на вечерах. Они отправились познакомиться и были приняты. Директор клуба Александр Федотович Белюга стал для группы своего рода менеджером, устраивая ей разовые выступления на выезде. Некоторое время они озвучивали вечера в ДК им. Ильича.
Вместе с тем амбиции POSTSCRIPTUM не ограничивались игрой на танцах, да и исполняемая музыка предполагала более сложные аранжировки. "Появилось желание как-то развернуться", - вспоминал Боровиков десять лет спустя. По рекомендации Белюги в ряды группы влился его знакомый, клавишник Леонид Касум-Заде. Кирилова в ноябре 1980 призвали в армию, и новым барабанщиком стал Михаил Климов.
В начале 1981 участники POSTSCRIPTUM вскладчину купили аппарат у хорошо известной в 70-х группы САША-218 и начали более активно ездить по клубам и вечерам. "Спартак", отношений с которым они не порвали, периодически выдвигал группу на участие в официальных конкурсах самодеятельности. На одном из таких конкурсов, где POSTSCRIPTUM занял I место, к ним подошёл Борис Рубин. Он работал в ЛМДСТ, устраивал группы на работу на областные танцплощадки и всегда имел в обойме несколько крепких составов. Обычно ставки занимали подставные люди, а полученные деньги перераспределялись в произвольной форме.
Рубин предложил молодым музыкантам сотрудничество и отвёз их в Васкелово: директором местного клуба незадолго до этого стал экс-барабанщик БАРОККО и КОЧЕВНИКОВ Олег Кукин. Там имелся плохонький аппарат, и POSTSCRIPTUM с июня 1981 начал выступать в Васкеловском ДК.
Не менее практичный, чем Рубин, Кукин предложил им бросить работодателя и обосноваться в Васкелово на постоянной основе. В октябре оба гитариста расстались с группой: один (Кузнецов) ушёл в армию, другой (Ладвищенко), чтобы армии избежать, в психбольницу (где и застрял на длительный срок). Следом отвалился барабанщик. Оставшись вдвоём, отцы-основатели Боровиков и Заикин были принуждены собирать новый состав.
Кукин предложил кандидатуру гитариста: Юрий Григорьев был братом его жены и уже имел кое-какой музыкальный опыт. Потом в группу пришёл барабанщик Анатолий Скворцов. Иногда на выступления приезжал пианист Валерий Грачёв, но постоянным участником не стал.
Параллельно в Васкеловском ДК репетировали группы ПАТРИАРХАЛЬНАЯ ВЫСТАВКА и ЗОЛОТОЕ ВРЕМЯ. Через некоторое время ВЫСТАВКА начала играть на танцах поочерёдно с POSTSCRIPTUM. Боровиков: "В Васкелово всегда было интересно. Диск-жокеем в клубе работал Слава Егоров, а светом у него занимался Сева Гаккель". В конце 1981 Вячеслав Егоров (гитара) и его друг Иван Воропаев (скрипка) пару месяцев отыграли с POSTSCRIPTUM на танцах, но после Нового Года взялись за создание своей группы МОРСКОЙ ВЕРБЛЮД.
Заикин устроился работать в Васкеловский клуб (и в конце концов стал его директором).
На смену Егорову и Воропаеву пришёл крепкий гитарист и автор песен из Гатчины Анатолий Артюх (экс-БУМЕРАНГ). Весной 1982 в группе обострились творческие разногласия: по одну сторону конфликта оказались основатели, Боровиков и Заикин, по другую Касум-заде и Григорьев. К тому же нелады с законом привели к увольнению из директоров самого Кукина. Как результат, летом 1982 Григорьев ушёл в ПСЕВДОНИМ, который устроился в клуб за пару месяцев до этого, Касум-Заде позвал в свою рок-н-ролльную КОМЕТУ один из основателей КОЧЕВНИКОВ Коля Гречушников, остальные вернулись в Питер и некоторое время бездельничали.
К тому времени их старый знакомый Александр Белюга занял пост директора дома культуры в Токсово, где уже репетировали и играли МИФЫ и РОССИЯНЕ. POSTSCRIPTUM сплотил ряды и начал играть там составом: Боровиков, Заикин, Артюх, Скворцов и студент музыкального училища им. Мусоргского, джазовый гитарист Александр Старостенко (р.9.07.61 в Ленинграде).
Старостенко и Заикин тяготели к джазу и фьюжн, потом их умами завладела ориентальная музыка, потом их снова понесло в джаз... Репетировать, по воспоминаниям самих музыкантов, было интересно, но ясный план действий отсутствовал, никто не был готов взять на себя бремя лидерства. К тому же своего материала у группы не было, а кавера годились только для работы на танцах: в Питере открылся Рок-клуб и система ценностей заметно сменилась. Боровиков: "У нас было желание делать свою музыку лучше, но возможностей для этого не хватало".
В конце 1982 POSTSCRIPTUM покинул Токсово, вернулся в город и ещё полгода репетировал в клубе Главной АТС на Синопской набережной, где и развалился окончательно в мае 1983.
Ваня Боровиков на время покинул сцену, позже вернулся в музыку и сезон 1987-1988 отыграл на саксофоне с СОЮЗОМ ЛЮБИТЕЛЕЙ МУЗЫКИ РОК. В начале 90-х он нашёл себя в сфере радио, а впоследствии возглавил радиостанцию "Балтика".
Герман Заикин репетировал с МОРСКИМ ВЕРБЛЮДОМ, потом играл в ТАМБУРИНЕ и ГЕОМЕТРИИ, а также со своими проектами ТОКСОВО MOON и ДОЖДЬ И ВЕТЕР, участвовал в христианских рок-фестивалях, трудился на студии (записывал, в частности, SOLUS REX), путешествовал по Европе и Ближнему Востоку.
Валера Кирилов, отслужив в армии и завершив музыкальное образование, стал профессиональным барабанщиком. В его послужном списке множество групп, в т.ч. СТРАННЫЕ ИГРЫ, ПЕПЕЛ, КИНО, ДЖУНГЛИ и, конечно, ЗООПАРК, которому он отдал шесть прекрасных лет.
Кобушко в 1987 стал гитаристом КОРПУСА 2. Григорьев играл на танцах, в конце 80-х был уличным музыкантом, участвовал в UNDERGROUND BLUES BAND и десятке других проектов, как правило, с Дмитрием "Дуче" Бациевым. Артюх тоже играл на танцах, в 1986 был приглашён в ДИЛИЖАНС, далее были МИФЫ, ЮЖНЫЙ КРЕСТ и ЛИВЕР-ПУЛЬ. Егоров и Воропаев были участниками АКВАРИУМА, откуда первого занесло в Канаду, а второго в АДО, ВЫХОД и AD LIBITUM. Касум-Заде год отыграл с КОМЕТОЙ, а потом работал в ресторане гостиницы "Прибалтийская".
Старостенко остался в джазе, работал с Михаилом
Костюшкиным и Валерием
Зубковым, выступал с оркестром
ДИПЛОМАНТ и своим трио; в начале 90-х он
недолго играл в
ОПАСНЫХ СОСЕДЯХ, а позже преподавал. Он умер летом 2012.
Записи группы POSTSCRIPTUM не сохранились.
Андрей Бурлака