Маленькая сенсация клубной сцены Питера начала 90-х, SOLUS REX играли не совсем обычную для неё, но притягательную музыку: этакую смесь арт-рока, пост-панка и готики с меланхоличными мелодиями и приджазованным воздушным англоязычным вокалом, напоминавшим COCTEAU TWINS, SUGARCUBES, THIS MORTAL COIL и т.п. Увы, как и большинство сенсации, она оказалась недолговечной.
Группа появилась на свет летом 1990 в составе: Анна Добровлянская, вокал, Максим Горский, гитара, Виктор Иванов, бас, и Денис "Ринго" Сладкевич, барабаны. Аня начинала в середине 80-х с new wave группой НЕЙЛОН, которая успешно прослушалась в Рок-клуб, но так и не дожила до концертов, а еще года полтора пела в любопытной ПРОВИНЦИИ, удостоенной Приза Надежды на IV Фестивале Рок-клуба, но к тому времени сменившей название на МОДЕСТ, а Питер на Гамбург. Ринго и Виктор вместе играли в МЛАДШИХ БРАТЬЯХ (первого туда привёл гитарист Энди Кордюков, а второго порекомендовал Дмитрий Матковский, который видел в нём потенциального бас-гитариста МАНУФАКТУРЫ), откуда Сладкевич загремел в армию, а Иванов был приглашён в НИКОГДА НЕ ВЕРЬ ХИППИ.
Единственным, кто не имел никакого сценического опыта, был Горский, хотя в 1984-1986, студентом ПТУ N 111 (где он учился на столяра), Макс вместе с соучеником Алексеем Лазовским (позднее TOTAL JAZZ BAND и 2ВА САМОЛЁТА) играл в группе ЗА 365 и даже записал с ней домашний альбом. В то время Горский работал учебным мастером на кафедре мебели в училище им. Мухиной и по ночам строил на кухне новые модели гитар, которые сразу же приносил на репетиции, где они испытывались на профпригодность. Ринго активно экспериментировал с ритмом, да и вообще, дух эксперимента постоянно витал над группой. Своим латинским названием она была обязана незаконченному роману Владимира Набокова "Solus Rex" ("Одинокий Король").
Дебют группы состоялся на одном из странных сборных концертов в ДК им. Орджоникидзе на Большом проспекте ВО, однако, более заметным в масштабах города явлением народу стало для неё участие в двухдневном фестивале "Новая Традиция" во Дворце Молодёжи 23 февраля 1991, где SOLUS REX делил сцену с TOTAL JAZZ BAND, ВИНОМ и т.д.
И всё же первое время выступать группе было негде: Рок-клуб постепенно превращался в подобие распивочной, а концерты в городе если и проходили, то обычно в крупных залах или на стадионах. Положение изменилось только летом 1991, когда в Василеостровском Молодёжном Центре, где до этого с год случались разовые музыкальные акции, открылся клуб, позже получивший название "TaMtAm". Виктор Иванов на свой страх и риск отправился в ВМЦ, предложив занимавшемуся там концертами Севе Гаккелю провести выступление SOLUS REX и БУКВЫ О, только что сменившей имя на НОЖ ДЛЯ FRAU MULLER. Оно состоялось 10 августа и стало, фактически, первой клубной датой в истории клуба "TaMtAm".
До конца года SOLUS REX выступил в клубе ещё несколько раз; кроме того, в сентябре в компании с другими будущими звёздами клубной сцены, включая тех же НИКОГДА НЕ ВЕРЬ ХИППИ, они приняли участие в ещё одном фестивале новой музыки во Дворце Молодёжи, где Ринго свёл знакомство с одарённым автором песен Кешей Спечинским (ВНЕЗАПНЫЙ СЫЧ) и техно-проектом ЛЮКИ, из чего вскоре выросла группа PEP-SEE.
Оглядываясь из дня сегодняшнего надо признать, что SOLUS REX был просто необходим альбом - собственно, группа даже записывала свой материал на квартире бас-гитариста Германа Заикина (экс-ГЕОМЕТРИЯ, ТАМБУРИН), но он так и не был оформлен во что-то конкретное.
История группы закончилась тем, что на излёте 1991 Аня Добровлянская эмигрировала в Канаду, откуда несколько лет спустя перебралась в Лондон. Оставшиеся музыканты пытались искать ей замену, но не встретили никого достойного и разошлись в разные стороны.
Горский увлёкся дизайном мебели, продолжая заниматься музыкой как хобби.
Сладкевич играл в
PEP-SEE,
ПРЕПИНАКАХ,
ПОРТАХ КАТРИН,
S.P.O.R.T.,
ВОЛКОВТРИО, с Жанной
Агузаровой и т.д. Виктор Иванов тоже отметился в
PEP-SEE, пару лет отработал в
SPITFIRE, после чего ушёл из музыки. Добровлянская
пела в клубах, работала на студиях, а с наступлением третьего тысячелетия
начала чаще бывать в Питере, возобновив контакты с бывшими коллегами - в
частности, в 2008-2009 записывалась с российско-германской группой
МОДЕСТ
и сотрудничала с Горским, который, начиная с 2005, записывает материал
на домашний студии, хотя в настоящее время его творчество доступно только
в Интернете.
Андрей Бурлака