Говорят, в середине 1982, рассказывая о подпольном роке Советского Союза, радиостанция "Голос Америки" назвала основоположниками панк-рока в нашей стране АВТОМАТИЧЕСКИХ УДОВЛЕТВОРИТЕЛЕЙ Андрея "Свиньи" Панова и ФУТБОЛ Сергея Рыженко - неплохая заявка на будущее для группы, которая, фактически, просуществовала всего месяц, дала один единственный концерт и записала в домашних условиях плёнку своих песен!
К моменту рождения ФУТБОЛА Рыженко, в то время студент музучилища им. Гнесиных, имел богатую и бурную музыкальную биографию: скрипач, гитарист и автор песен, он родился в Севастополе, учился в Одессе, пять лет играл в культовой московской акустической группе ПОСЛЕДНИЙ ШАНС, записывая с ней музыку для детских и документальных телепередач, блистал на сэйшенах и рок-фестивалях, а начав соло-карьеру пытался найти свой стиль на стыке панка, городского романса, пантомимы и скоморошеских традиций, для чего в конце 1980 привлёк студенческую самодеятельную группу РОЖДЕСТВЕНСКИЙ ДОЖДЬ, превратив её в своё КОЛЕСО.
КОЛЕСО базировалось в ДК "Содружество" и за неполный год дало с десяток беспорядочных концертов с песнями Рыженко, который как автор тяготел к стилизациям под городской фольклор, щедро сдабривая нарочито приземлённые сюжеты своих песен убийственным сарказмом. Он вынашивал идею снабдить их брутальным видеорядом - этаким русским гиньолем - но все участники группы были дилетантами (музыке никто, кроме Рыженко, не учился) и не смогли воплотить в жизнь его смелые замыслы, по причине чего осенью 1981 КОЛЕСО остановилось, а Сергей вернулся к ПОСЛЕДНЕМУ ШАНСУ и редким квартирным концертам.
Весной 1982 популярная молодёжная юмористическая телепрограмма "Весёлые Ребята" предложила Рыженко снять живьём несколько номеров КОЛЕСА с целью использования в своих дальнейших выпусках (в разное время там снимались Александр Градский, АКВАРИУМ, ЦЕНТР и т.д.). Поскольку КОЛЕСО уже давно не выступало, Сергей спешно собрал костяк группы и за неделю (с 15 по 23 мая) отрепетировал полтора десятка песен, выстроив их в некое подобие спектакля, и распределив роли между музыкантами: так его жена Валентина Кашпурова должна была изображать официантку из пивной, а сам он выбрал образ болельщика "Спартака" хулиганской наружности.
Последнее и подало Рыженко идею названия группы, которая вышла на сцену Центрального дома художника как ФУТБОЛ. Это был даже не столько концерт, столько съемка: в зале присутствовали телевизионщики и пара журналистов из числа поклонников новой волны (включая Артёма Троицкого). Свою работу "Весёлые Ребята" выполнили хорошо, но результат показался телевизионному начальству настолько вопиющим, что был положен на полку, где и сгинул.
На этом этапе в состав ФУТБОЛА входили: Сергей Рыженко, гитара, скрипка, вокал, Валентина Кашпурова, вокал, Сергей Шорохов, бас, Алексей Родионов, клавишные, и Александр "Шурик" Диденко, барабаны. До конца мая с помощью магнитофона "Ростов" и двух микрофонов они с первой попытки за три часа записали двенадцать песен, которые и составили её дебютный альбом. Запись шла на квартире поклонника Рыженко Сергея Бабенкова. Спешка была вызвана тем, что в июне выступавший в роли звукооператора Олег Андрюшкин уезжал в стройотряд.
По итогам года подпольный журнал "Ухо" назвал номер "Маленькая девочка в большом гастрономе" из этого альбома Песней Года, а его стиль определил (не вполне корректно) как фолк-панк.
В том же месяце сам Рыженко стал участником МАШИНЫ ВРЕМЕНИ, неожиданно для себя сменив там Петра Подгородецкого. Альянс скрипача и Макаревича & Co просуществовал полтора года и распался в ноябре 1983.
Вернувшись в свободное плавание Сергей предпринял попытку возродить ФУТБОЛ, используя новый опыт и свежие музыкальные идеи. В ФУТБОЛ второго созыва вошли он сам, Кашпурова (теперь как поющая клавишница), Родионов, клавишные, плюс Алексей "Рыба" Рыбин (из питерского КИНО), лидер-гитара, Михаил Генералов, бас, и Андрей "Пиф" Кобец, барабаны, бэк-вокал. Некую поддержку им оказывал известный московский подпольный менеджер Артур Гильдебрандт (экс-СМЕЩЕНИЕ).
Увы, к весне и этот ФУТБОЛ распался, не дожив до сцены. Попытки Рыженко рекрутировать других музыкантов успеха не имели. Какое-то время он играл квартирники напару с Рыбой, как-то выступал с БРАВО, вернулся в ШАНС, в 1985 создал акустический дуэт с Юрием Шевчуком, записывался с DDT, одно время трудился вне музыки, весной 1987 сыграл сам себя в фильме "АССА" (где пел за Бориса Гребенщикова), после чего бывшие коллеги убедили его ещё раз попытать счастья с ФУТБОЛОМ.
Инициатором камбэка стал бас-гитарист Сергей Шорохов. После исторической записи он отслужил в армии, отметился в АВТОМАТИЧЕСКИХ УДОВЛЕТВОРИТЕЛЯХ и студенческом МАГНИТЕ из Мытищ, где его коллегой по ритм-секции оказался барабанщик ФУТБОЛА второго созыва Андрей "Пиф" Кобец. Объединив усилия, в начале лета 1987 они начали собирать группу. Новобранцем стал гитарист Юрий Пименов, а с подачи самого Рыженко в их ряды влился сооснователь DDT, клавишник Владимир Сигачёв. Состав был крепкий, однако, Рыженко по каким-то причинам отказался от идеи, а собравшиеся музыканты сплотились вокруг Сигачёва и его репертуара под именем НЕБО И ЗЕМЛЯ.
Сам Сергей вернулся к сольной карьере. На рубеже 90-х он, правда, создал акустическое трио БРАТЬЯ КАРАМАЗОВЫ, но оно дало лишь десяток концертов. Далее следовали случайные связи с ПОСЛЕДНИМ ШАНСОМ, второй заход в DDT и много, чего ещё, но в 1995 Рыженко, поощряемый Шевчуком, в очередной раз вспомнил про своё любимое детище.
Изменив название на ФУТБОЛС (иногда ФУТ-БОЛЛЗ), Рыженко (скрипка, гитара, вокал), собрал группу молодых музыкантов: Степан Иванов, гитара, Андрей Близнюк, клавишные, Дмитрий Рукоданов, тенор-саксофон, Сергей Охрименко, бас, и Алексей Никитин, барабаны. (Ритм-секция до ФУТ-БОЛЛЗ играла металл с группой ЖЕЛЕЗНЫЙ ПОТОК.) С чуть обновлённым репертуаром 80-х они начали выступать в московских клубах, в июне 1997, уже потеряв саксофониста, отметились на фестивале Театра DDT "Песни конца XX века", тем же летом - в обществе Инны Желанной, ЦЕНТРА и Жанны Агузаровой - играли на фестивале в alma mater ФУТБОЛА, зале ЦДХ, а чуть позже записали альбом "Опять дома" на студии НИКТИ Культуры. Иванов был переведён за пульт, а гитаристом стал бывший участник магаданского ВОСТОЧНОГО СИНДРОМА Александр "Панама" Пономарёв (в то время АЛИСА).
Позднее они сделали ряд концертных записей (включая альбом "Пятница, 13" в 1998), изредка концертировали, но к весне 1999 ФУТ-БОЛЛЗ прекратил своё существование.
На этом история ФУТБОЛА (по крайней мере, в XX веке) закончилась. Все его
участники, кроме самого
Рыженко и Рыбина (в 90-х
ОАЗИС Ю), в музыке давно
не слышны. Как ни странно, несмотря на свой культовый статус все эти годы
альбом "Футбол" оставался недоступным широкой аудитории: лишь "Посвящение
портвейну N 33" вошло в сборник "Зоопарк русского рока" (1998). Только в
2013 фирма звукозаписи Геометрия издала "Коллекцию" записей
Рыженко - как
соло, так и с обеими составами группы.
Андрей Бурлака