В студии Издано Видео Personalia Разное Живьем
Rock-n-Roll.ru Rock-n-Roll.ru Rock-n-Roll.ru Rock-n-Roll.ru Rock-n-Roll.ru Rock-n-Roll.ru Rock-n-Roll.ru Rock-n-Roll.ru Rock-n-Roll.ru
Rock-n-Roll.ru Rock-n-Roll.ru
Rock-n-Roll.ru
Rock-n-Roll.ru Search Rock-n-Roll.ru Rock-n-Roll.ru
О проекте РАДИО Контакты
Rock-n-Roll.ru
Rock-n-Roll.ru
Rock-n-Roll.ru
Rock-n-Roll.ru
Rock-n-Roll.ru   Архив новостей   Энциклопедия   Афиша   Шоу-Бизнес   Ссылки   Rock-n-Roll.ru
Rock-n-Roll.ru
Rock-n-Roll.ru
Rock-n-Roll.ru
Rock-n-Roll.ru
Новости
Rock-n-Roll.ru
Новости. In memoriam: Николай Дмитриев
Rock-n-Roll.ru
Rock-n-Roll.ru
Реклама
Rock-n-Roll.ru
Rock-n-Roll.ru
Реклама
Rock-n-Roll.ru
Афиша
Rock-n-Roll.ru

02 июня 2025

Debaser
Monday Jam - вход свободный (20:00)
JFC Jazz Club
Вардан Арутюнян DUDUK PROJECT - Armenian jazz (19:30)
Jimi Hendrix
Blues Jam with Dr. Don & Friends (20:00)
ДК им. Горького
Большая сцена: мюзикл "Великий Гэтсби" (19:00)
Заводные Яйца
Андрей Торопов - каверы русской и мировой эстрады (20:00)
Камчатка
работает кафе
Rock-n-Roll.ru
Афиша
Rock-n-Roll.ru
Rock-n-Roll.ru
Rock-n-Roll.ru

10 апреля 2004 - In memoriam: Николай Дмитриев

В ночь с пятницы на субботу в Москве скоропостижно скончался журналист, издатель, организатор концертов, арт-директор культурного центра «Дом», один из создателей фестиваля S.K.I.F. и наш хороший друг Коля Дмитриев...

От инсульта скоропостижно скончался Николай Дмитриев - арт-директор столичного культурного центра "Дом", продюсер множества фестивалей альтернативной музыки. Ему было 49 лет. Несмотря на то что Дмитриев, в сущности, никогда не занимал никаких официальных постов (хотя и состоял членом многих разных художественных советов - от питерского «Pro Arte» до немецкого «Avantart»), без него в нашей культуре не состоялось бы многое из того, чем она по справедливости гордится. Причем, вполне официально: в прошлом году лауреатом Государственной премии стала Татьяна Гринденко - "за создание и исполнение произведений композитора Владимира Мартынова". Фактически, номинировал Гринденко - Мартынова центр "Дом".

Он создал московский Даунтаун

. "Дар человеческого общения позволял Дмитриеву сводить вместе творцов, которые вроде бы и не находили общего языка, но прекрасно уживались и творили вместе в новом и неповторимом художественном пространстве", - сказал композитор Владимир Мартынов. Это новое пространство материализовалось в 1999 году в виде культурного центра "Дом" - небольшого двухэтажного особнячка в Замоскворечье, где фактически был создан до этого не существовавший в столице России ареал альтернативной культуры, тот, что на Западе называют вслед за ньюйоркцами Даунтауном. В наших досуговых органах печати так и не нашлось для "Дома" соответствующей рубрики: прочитавшие о его программах в разделе "Концерты" удивлялись тому, что прямо в зале работает бар (правда, по просьбе артистов его закрывали), а клубная молодежь удивлялась, что в 11 вечера "Дом" уже закрывается и вообще там не принято пить, курить и болтать по мобильнику во время концерта.

Поразительно: формальное образование у человека, придумавшего и осуществившего концепцию российского Даунтауна и активнее других способствовавшего продвижению самых радикальных форм и жанров искусства культуры, было каким-то по-чеховски старосветским. До того, как полностью заняться искусством, Дмитриев преподавал начертательную геометрию. Потом он занимался джазом в студии "Москворечье" (формально - в профсоюзной самодеятельности). Перестройка и гласность еще не были официально объявлены, а Дмитриев уже организовывал в ДК ЗИЛа фестиваль джазового авангарда. А в 1986 году многие музыкальные деятели стали находить в своих почтовых ящиках конверты с анонимным самиздатовским журналом "Дело", который Дмитриев сочинял и изготовлял на фотобумаге почтового формата вместе с философом, а позднее музыкантом Андреем Соловьевым. В начале 90-х годов он становится куратором музыкальных проектов Центра современного искусства на Якиманке, где, собственно, и зародилась концепция будущего "Дома" (между прочим, первоначально - это всего-навсего сокращенно от "Дом самодеятельного творчества", юридической крыши культурного центра, средства на который дал бизнесмен-меломан Рустам Сулейменов).

С его уходом количество солнечного света в мире резко и непоправимо уменьшилось.

"Он нес в себе гигантский заряд радостной энергии и доброты. С его уходом количество солнечного света в нашем мире резко и непоправимо уменьшилось", - говорит Антон Батагов, пианист и композитор. Дмитриев был по-настоящему амбициозен, стремился быть первым в каждом проекте. И не из-за тщеславия или эгоцентризма, а просто потому, что ему было интересно - так же, как было интересно безвозмездно делать и распространять самиздатовское "Дело" - с жаром любителя-энтузиаста и сметливостью крепкого ремесленника-профессионала. Собственно, со временем он и стал профессионалом - продюсером в лучшем смысле этого слова, не просто антрепренером или менеджером, а, как до него Сергей Дягилев, генератором идей, которые сами музыканты, может быть, никогда бы и не смогли четко сформулировать, а уж тем более реализовать. Открывшийся в конце мая 1999 года первым российским фестивалем музыкального авангарда "Альтернатива", "Дом" фактически начал свою деятельность в 1996 году с фирмы компакт-дисков "Длинные руки", которую Дмитриев основал по завещанию Сергея Курехина. Первым релизом стал дуэт Курехина и американца Кешавана Маслака. К настоящему времени "Длинные руки" выпустили уже полсотни безупречных по качеству музыки и оформления дисков из области музыкального авангарда - от вокальных импровизаций тувинки Саинхо и коллектива новоджазовых импровизаторов русской диаспоры (но с названием "Оркестр московских композиторов") до минималистского авангарда наших мэтров - Алексея Любимова, Антона Батагова, Сергея Загния, камерных ансамблей с мировым именем - Opus Posth, Kremerata Baltica. Параллельно Дмитриев придумал и фестиваль вокального авангарда "Глубокая глотка", и "Кубок Ориона" - концептуальный смотр мировой музыки, замаскированный под культурную программу теннисного турнира. При его непосредственном участии осуществлялись такие, казалось бы, неподъемные коллективные проекты, как нашумевшие "Страсти по Матфею 2000" (собор Святого Андрея, июнь 2000-го), "Рождественские программы" в Концертном зале имени Чайковского, на которых, например, вместе музицировали питерский "АукцЫон" и московская Академия старинной музыки (январь 2004).

А сколько Коля всего успел подготовить, и это состоится уже посмертно! На днях в "Доме" начинается московская программа S.K.I.F. 8 - питерского фестиваля памяти Сергея Курехина. Готовы программы майской "Альтернативы", Этнического фестиваля в саду "Эрмитаж" и давней мечты Николая Дмитриева - фестиваля Центра развития и поддержки новой музыки Devotio Moderna, которую Николай помог учредить Татьяне Гринденко и Владимиру Мартынову. Теперь он пройдет уже как дань его памяти под знаковым названием "Длинные руки"...

Когда Колю увезла "скорая помощь", на его столе остался включенный компьютер: он монтировал мегамикс из более чем 80 кратких (по минуте) эпизодов из самых запомнившихся выступлений в "Доме", который должен был выйти к пятилетию центра 22 мая.

Дмитрий Ухов


Предыдущая новость Следующая новость
Rock-n-Roll.ru
Rock-n-Roll.ru
Rock-n-Roll.ru


Подарите любимой цветы в стекле (в вакууме). Гарантия 5 лет.
Обновлены статьи Энциклопедии:

БАРОККО Вопреки названию, БАРОККО, питерская группа второй половины 70-х, играла не европейскую музыку эпохи Ренессанса, а актуальные в то время джаз-рок, хард и арт-рок, имея в репертуаре не только кавер-версий западных хитов, но и собственные сочинения в том же духе, славилась своими аранжировками и уверенным ансамблевым звучанием, и имела успех как в андерграунде, так и на официальных фестивалях.

НЕЧТО Группа с расплывчатым, но при этом довольно точно отвечающим её музыке и отчасти судьбе названием НЕЧТО (позже оно - как и форма - менялось, оставляя прежним лишь художественный метод) появилась на излёте 80-х в индустриальном кораблестроительном Северодвинске и при этом черпала вдохновение в арт-роке, психоделии, нео-классике, фолке, но известности добилась, в большей степени, благодаря записям, а не концертам.

ОБЛАЧНЫЙ КРАЙ Известность пришла к архангельскому ОБЛАЧНОМУ КРАЮ - первой и до сих пор наиболее яркой звезде на рок-сцене Русского Севера - в середине 80-х, прежде всего, благодаря серии магнитофонных альбомов, демонстрировавших как своеобразное музыкальное дарование всех участников группы, так и иронично-критический взгляд на окружающую действительность их главного автора, гитариста и певца Сергея Богаева.

СТРАХОВОЙ ПОЛИС Если справедливо утверждение, что в каждом городе нашей страны в 80-х должен был быть свой DEPECHE MODE, то не менее справедливым было бы и замечание, что тогда же там должен был родиться свой СЕКРЕТ - группа, безусловно, принадлежащая к миру рок-н-ролла, но сохраняющая при этом мелодическую ясность и житейский оптимизм, присущие, скорее, бит-биту, чем тогдашнему русскому року.

НЕБЕСНОЕ ЭЛЕКТРИЧЕСТВО Жизнь распорядилась так, что своим недолгим, но эффектным существованием группа НЕБЕСНОЕ ЭЛЕКТРИЧЕСТВО завершила важный этап самоидентификации в новосибирском роке, а её единственный альбом стал одной из художественных вершин местной музыкальной сцены.

БОМЖ Буквально взорвавшая музыкальную сцену Новосибирска второй половине 80-х, кометой промелькнувшая по фестивалям сначала Сибири, а вслед за ней и Москвы, группа с нарочито приземлённым именем БОМЖ, не особо мелодичной, но брутальной музыкой и радикальными текстами, бесконечно далёкими как от официального, так и от подпольного рока, стала свидетельством того, что музыка, как и всё в стране нуждается в обновлении.

Добавлены свежие картинки:
Rock-n-Roll.ru
© 2001-2014 Rock-n-Roll.ru. All rights reserved.