 |
10 апреля 2004 - In memoriam: Николай Дмитриев
В ночь с пятницы на субботу в Москве скоропостижно скончался журналист, издатель, организатор концертов, арт-директор культурного центра «Дом», один из создателей фестиваля S.K.I.F. и наш хороший друг Коля Дмитриев...
От инсульта скоропостижно скончался Николай Дмитриев - арт-директор столичного культурного центра "Дом", продюсер множества фестивалей альтернативной музыки. Ему было 49 лет. Несмотря на то что Дмитриев, в сущности, никогда не занимал никаких официальных постов (хотя и состоял членом многих разных художественных советов - от питерского «Pro Arte» до немецкого «Avantart»), без него в нашей культуре не состоялось бы многое из того, чем она по справедливости гордится. Причем, вполне официально: в прошлом году лауреатом Государственной премии стала Татьяна Гринденко - "за создание и исполнение произведений композитора Владимира Мартынова". Фактически, номинировал Гринденко - Мартынова центр "Дом". Он создал московский Даунтаун . "Дар человеческого общения позволял Дмитриеву сводить вместе творцов, которые вроде бы и не находили общего языка, но прекрасно уживались и творили вместе в новом и неповторимом художественном пространстве", - сказал композитор Владимир Мартынов. Это новое пространство материализовалось в 1999 году в виде культурного центра "Дом" - небольшого двухэтажного особнячка в Замоскворечье, где фактически был создан до этого не существовавший в столице России ареал альтернативной культуры, тот, что на Западе называют вслед за ньюйоркцами Даунтауном. В наших досуговых органах печати так и не нашлось для "Дома" соответствующей рубрики: прочитавшие о его программах в разделе "Концерты" удивлялись тому, что прямо в зале работает бар (правда, по просьбе артистов его закрывали), а клубная молодежь удивлялась, что в 11 вечера "Дом" уже закрывается и вообще там не принято пить, курить и болтать по мобильнику во время концерта. Поразительно: формальное образование у человека, придумавшего и осуществившего концепцию российского Даунтауна и активнее других способствовавшего продвижению самых радикальных форм и жанров искусства культуры, было каким-то по-чеховски старосветским. До того, как полностью заняться искусством, Дмитриев преподавал начертательную геометрию. Потом он занимался джазом в студии "Москворечье" (формально - в профсоюзной самодеятельности). Перестройка и гласность еще не были официально объявлены, а Дмитриев уже организовывал в ДК ЗИЛа фестиваль джазового авангарда. А в 1986 году многие музыкальные деятели стали находить в своих почтовых ящиках конверты с анонимным самиздатовским журналом "Дело", который Дмитриев сочинял и изготовлял на фотобумаге почтового формата вместе с философом, а позднее музыкантом Андреем Соловьевым. В начале 90-х годов он становится куратором музыкальных проектов Центра современного искусства на Якиманке, где, собственно, и зародилась концепция будущего "Дома" (между прочим, первоначально - это всего-навсего сокращенно от "Дом самодеятельного творчества", юридической крыши культурного центра, средства на который дал бизнесмен-меломан Рустам Сулейменов). С его уходом количество солнечного света в мире резко и непоправимо уменьшилось. "Он нес в себе гигантский заряд радостной энергии и доброты. С его уходом количество солнечного света в нашем мире резко и непоправимо уменьшилось", - говорит Антон Батагов, пианист и композитор. Дмитриев был по-настоящему амбициозен, стремился быть первым в каждом проекте. И не из-за тщеславия или эгоцентризма, а просто потому, что ему было интересно - так же, как было интересно безвозмездно делать и распространять самиздатовское "Дело" - с жаром любителя-энтузиаста и сметливостью крепкого ремесленника-профессионала. Собственно, со временем он и стал профессионалом - продюсером в лучшем смысле этого слова, не просто антрепренером или менеджером, а, как до него Сергей Дягилев, генератором идей, которые сами музыканты, может быть, никогда бы и не смогли четко сформулировать, а уж тем более реализовать. Открывшийся в конце мая 1999 года первым российским фестивалем музыкального авангарда "Альтернатива", "Дом" фактически начал свою деятельность в 1996 году с фирмы компакт-дисков "Длинные руки", которую Дмитриев основал по завещанию Сергея Курехина. Первым релизом стал дуэт Курехина и американца Кешавана Маслака. К настоящему времени "Длинные руки" выпустили уже полсотни безупречных по качеству музыки и оформления дисков из области музыкального авангарда - от вокальных импровизаций тувинки Саинхо и коллектива новоджазовых импровизаторов русской диаспоры (но с названием "Оркестр московских композиторов") до минималистского авангарда наших мэтров - Алексея Любимова, Антона Батагова, Сергея Загния, камерных ансамблей с мировым именем - Opus Posth, Kremerata Baltica. Параллельно Дмитриев придумал и фестиваль вокального авангарда "Глубокая глотка", и "Кубок Ориона" - концептуальный смотр мировой музыки, замаскированный под культурную программу теннисного турнира. При его непосредственном участии осуществлялись такие, казалось бы, неподъемные коллективные проекты, как нашумевшие "Страсти по Матфею 2000" (собор Святого Андрея, июнь 2000-го), "Рождественские программы" в Концертном зале имени Чайковского, на которых, например, вместе музицировали питерский "АукцЫон" и московская Академия старинной музыки (январь 2004). А сколько Коля всего успел подготовить, и это состоится уже посмертно! На днях в "Доме" начинается московская программа S.K.I.F. 8 - питерского фестиваля памяти Сергея Курехина. Готовы программы майской "Альтернативы", Этнического фестиваля в саду "Эрмитаж" и давней мечты Николая Дмитриева - фестиваля Центра развития и поддержки новой музыки Devotio Moderna, которую Николай помог учредить Татьяне Гринденко и Владимиру Мартынову. Теперь он пройдет уже как дань его памяти под знаковым названием "Длинные руки"... Когда Колю увезла "скорая помощь", на его столе остался включенный компьютер: он монтировал мегамикс из более чем 80 кратких (по минуте) эпизодов из самых запомнившихся выступлений в "Доме", который должен был выйти к пятилетию центра 22 мая.
Дмитрий Ухов
|
 |