АМАЛЬГАМА

Несмотря на то, что её музыкальная биография была бурной, неровной и -
отчасти поэтому - не слишком долгой, именно АМАЛЬГАМА первой нанесла на
карту рок-н-ролльной России Красноярск, один из крупнейших и важных как
с точки зрения экономики, так и культуры центров Сибири. Она произвела за
Уралом фурор, отголоски которого долетели до европейских столиц, собрала
урожай призов и аплодисментов на фестивалях, в силу чего представляла
родину во всех рок-энциклопедиях, и распалась, оставив по себе память в
виде разрозненных записей в стиле, который сама окрестила штыковым роком.
Самый восточный город-миллионер страны, столица края, протянувшегося
от Арктики до Тувы, Красноярск издавна гордился богатыми культурными
традициями: там бурлила театральная жизнь, работала филармония, в которой
отметились даже питерские рок-звёзды, но что до рок-н-ролла, то почвой
для него с конца 60-х было студенчество, хотя до АМАЛЬГАМЫ особо громкими
именами местная сцена похвалиться не могла.
Именно студенты и собрали АМАЛЬГАМУ. Затеял её весной 1986 Александр Шуб.
Он начинал в школьной, а потом студенческой самодеятельности на юрфаке
Красноярского университета, играя всё подряд, но интерес к современным
формам тяжёлого рока и желание реализовать на практике свои музыкальные
идеи подтолкнули его к поиску единомышленников. В первый состав группы
вошли Александр Шуб, клавишные, бас, вокал, Николай Маршуков, гитара,
Дмитрий Таровик, флейта, саксофон, и Игорь Гоцманов, барабаны. Реальным
опытом из них обладал лишь Таровик: он дебютировал в популярной с конца
70-х группе Сергея Петрова
ЭКСКУРСИЯ 13.
В этой форме группа дала несколько камерных концертов и записала пару
альбомов с бесхитростными названиями "Амальгама I" и "Амальгама II" (оба
1986). Всё это время внутри АМАЛЬГАМЫ шёл интенсивный творческий поиск, в
результате чего не только сформировался её музыкальный язык, смешивавший
элементы харда, металла, панка и хардкора, но и сложился новый состав: у
микрофона появился Евгений "Лом" Ломовцев, лидер-гитару взял в руки Пётр
Шнайдер, который тоже начинал в школьных ВИА, посещал музыкальную школу,
а после армии, где ему довелось играть в оркестре, окончил музыкальное
училище во Владивостоке, поработал на профсцене и в ресторанах, тяготея к
джаз-року. Вторым гитаристом стал Олег Коробейников
(экс-НЕПРЕМЕННОЕ УСЛОВИЕ).
Ритм-секцию составили Вячеслав Садлинский, барабаны, и Владимир
Буш, перкуссия, иногда гитара и бэк-вокал.
Маршуков тогда же собрал
ВРЕМЕННЫЕ НЕПРИЯТНОСТИ, а Гоцманов стал одним
из основателей популярной
ВОЙНЫ С САЛАМАНДРАМИ. На протяжение следующего
года дискографию АМАЛЬГАМЫ пополнили альбомы "Живой" (концертная запись с
фестиваля "Мирный поёт о мире" в Якутии, где прогремели местный
ЧОЛБОН и
столичные
ЗВУКИ МУ), "Чёрт с ними" и "Разрушитель стен" (1987), однако,
первого крупного успеха АМАЛЬГАМА добилась лишь осенью 1987, представив
на региональном фестивале "Рок-Периферия" в Барнауле новый песенный цикл
"Ветер перемен", который принёс ей звание лауреатов и специальный приз
газеты "Молодёжь Алтая" за социальную остроту. Пётр Шнайдер был признан
лучшим гитаристом.
Именно тогда в интервью и прозвучало впервые выражение "штыковой рок" -
это предполагало, что агрессивная и динамичная музыка, в которой группа
освежила традиционное звучание хард-энд-хэви интонациями жесткого панка,
адресуется в лоб слушателю, не неся скрытых смыслов и подтекстов.
Оформившись как действующая структура, в 1988 "Рок-Периферия" провела в
Кемерово отборочный фестиваль, победителями которого стали
ЭКСКУРСИЯ 13,
АМАЛЬГАМА, а также местный
ИКС и
THE 9 из Барнаула, впервые представившие
новый сибирский рок в Москве. В октябре в том же Барнауле состоялся II
Всесибирский фестиваль "Рок-Периферия 88", где АМАЛЬГАМА опять завоевала
звание лауреатов, а Шуб и Ломовцев были названы в числе лучших каждый в
своём жанре.
В том же 1988 группу оставил Шнайдер. Его место занял известный гитарист
из Новосибирска Евгений Каргополов
(экс-КОНСИЛИУМ,
ГОРОД ДИТ), но обладая
блестящей техникой и беспокойным характером, он в начале следующего года
вернулся в Новосибирск и влился в
ИДЕЮ ФИКС, а пост гитариста снова занял
Шнайдер.
В 1988-1989 АМАЛЬГАМА много гастролирует по Сибири и Дальнему Востоку, а
также принимает участие во многих фестивалях: в Хабаровске, Красноярске,
Кемерово, выпускает альбомы "Коробок" (1988) и "Городской сумасшедший"
(1988). Надо заметить, что все альбомы она записала в домашних условиях,
не особо заботясь об их оформлении и точном содержании.
Выступив на "Роке За Экологию" в Москве, где группа удостоилась шквала
аплодисментов и кучи комплиментов от местных журналистов и промоутеров,
АМАЛЬГАМА вступила в период разброда и шатания. Столица интриговала и
манила неясными, но заманчивыми перспективами, поэтому многие сибирские
музыканты потянулись туда в надежде реализовать себя в профессиональном
плане. Увы, состояться там со своим материалом и творческим лицом сумел
разве что
КАЛИНОВ МОСТ.
Устав от неопределённости своего статуса, в феврале 1989 Женя Ломовцев
решил осесть в Кемерово, где присоединился к супергруппе
СЕДЬМОЕ УТРО.
Буш и Коробейников выступали под вывеской
ХУ-ХИ. Какое-то время в группу
входили гитарист Евгений Решетников и барабанщик Алексей Демчук (оба из
местной группы
ЗЕРКАЛА), на басу играл Евгений Мальчиков, а Шуб вернулся
за клавишные, однако, это было эпизодом.
Весь следующий года АМАЛЬГАМА пробовала новых вокалистов, но результаты
не устраивали перфекциониста Шуба. Как бы то ни было, пополнив в том же
году свою дискографию альбомами "Бей первым" и "Красный Нос", АМАЛЬГАМА
фактически распалась, а Саша Шуб собрал группу с замысловатым названием
ВОСКРЕСЕНЬЕ НА КРАСНОМ ХОЛМЕ. Она дебютировала на красноярском этапе
фестиваля "Рок-Периферии", но тоже не продержалась вместе слишком долго
и растворилась без следа.
В начале 1990 года Шуб перебрался в Москву. Некоторое время он работал с
клавишником Павлом Хотиным
(экс-ЗВУКИ МУ) и хэви-металлической
АТАКОЙ, но
в первом случае группа не сложилась, а во втором музыканта не прельстила
перспектива играть расхожие клише. Вскоре он вернулся на родину, записав
соло альбом, в котором попытался суммировать свой опыт в разных жанрах -
от рок-н-ролла до авангарда и анархического панк-рока.
На какое-то время возродилась и АМАЛЬГАМА, но экономическая катавасия,
которая началась вместе с реформами, быстро сделали концертную практику
и уж тем более гастроли нерентабельными, поэтому её активность понемногу
сошла на нет. Шнайдер в 1993 стал участником группы
ЯХОНТ. Шуб в начале
90-х отправился навестить приятеля в датском Копенгагене, задержался там
на несколько лет, а в 1996 создал группу
BASSWORKS.
От классического состава АМАЛЬГАМЫ осталась пёстрая дискография, которую
завершает собранный уже postfactum сборник "Амальгама 86...89" (1990), и
материал, снятый для картины "Какая долгая ночь" Свердловской киностудии.
Как ни странно, четверть века спустя бывшие участники АМАЛЬГАМЫ собрались
в родном Красноярске и решили тряхнуть стариной. Состав с незначительными
сокращениями повторял образец 1988-го: Шуб, бас, Шнайдер (он параллельно
играл в одной из версий
СИНЕЙ ПТИЦЫ), гитара, Ломовцев, вокал, Садлинский,
барабаны. Они отрепетировали свой старый репертуар и готовы проехаться по
местами своей боевой славы. И в этом нет ничего невозможного.
Андрей Бурлака