БОМЖ
Буквально взорвавшая музыкальную сцену Новосибирска второй половине 80-х,
кометой промелькнувшая по фестивалям сначала Сибири, а вслед за ней и
Москвы, группа с нарочито приземлённым именем БОМЖ, не особо мелодичной,
но брутальной музыкой и радикальными текстами, бесконечно далёкими как от
официального, так и от подпольного рока, стала свидетельством того, что
музыка, как и всё в стране нуждается в обновлении.
По традиии считается, что история группы началась в марте 1984 в Бердске,
большом промышленном городе-спутнике к югу от Новосибирска, на берегах
Новосибирского водохранилища, известном производством проигрывателей
"Вега" и одноименных с городом электробритв. Инициатором её создания стал
игравший на гитаре Станислав Зыкин, по причине его поначалу она и носила
имя Группы Стаса Зыкина, а причиной появления на свет - недовольство тем,
что окружало участников. Первые год-полтора и состав, и название группы
менялись самым непредсказуемым образом - одно время она называлась ЧЕТЫРЕ
ТАНКИСТА И СОБАКА - а стиль зависел от того, что умели играть очередные
новобранцы. Большое влияние на группу оказал известный в то время лидер и
теоретике новосибириского андерграунда Сергей "Джекл" Глазатов, а одним
единственным участником, оставшимся от первоначального состава, оказался
ставший вокалистом экс-барабанщик Евгений "Джоник" Соловьёв.
К весне 1985 группа определилась с названием БОМЖ, а её песни поначалу
звучали как бы от лица низов общества ("Криводановский отвал") или тех,
кто опасался за своё психическое здоровье ("Едет крыша, ой-ой-ой"). Этим
БОМЖ, как ни странно, напоминал московские группы начала 80-х: что-то
подобное исполнял
ФУТБОЛ и даже ранние
ЗВУКИ МУ.
Первым серьёзным публичным выступлением стало для группы участие в
фестивале Новосибирского государственного университета (1985), после чего
о ней заговорили. В то время в её состав помимо Джоника Соловьёва входили
Владимир Зюбин, гитара, Сергей Жданов, бас, иногда гитара, Виктор Анохин,
клавишные, и ещё менявшие друг друга барабанщики.
Первый альбом, который группа запустила в народ, был записан собственными
силами, назывался "Презумпция виновности" (1986) и был необычен не только
для сибирской сцены, но и для рока в-целом. Это была серия механистичных
нововолновых пьес, на которые ложились начитанные речитативом монологи
о - говоря газетным языком тех лет - "людях, которые мешают нам жить" в
представлении советских масс медиа, а героями этих песен были вымышленные
персонажи (Аркадий Уркин, Илья Суслов, Степан Степанович и т.п.), каждый
из которых лелеял преступные замыслы, но, в конечном счёте, был наказан.
Названия были соответственно "Клеветники, бродяги и воры", "Расхититель",
"Предатель родины", "Поджигатели". Участие в записи ещё принимал Джекл,
но с тех пор переквалифицировался в директора группы.
Концом первого этапа в истории группы стал концерт в Политехникуме, на
котором клавишник практически разбил пианино, на котором яростно играл,
по причине чего расстался с группой, но вскоре в ней появился флейтист
Марк Яшин, а ко времени вступления группы в Новосибирский Рок-клуб (1987)
место за барабанами занял опытный Ренат "Ронни" Вахидов, который играл в
группах
СПИНКА МЕНТА и
ТЕХНИКИ СВЕТА. БОМЖ стал одним из самых заметных
представителей второй волны новосибирского рока. В середине апреля группа
выступила на I фестивале Новосибирского Рок-клуба, была отмечена званием
лауреатов и заинтересовала устроителей столичных концертов.
В сентябре 1987 Наталья "Комета" Комарова пригласила БОМЖ на фестиваль в
Подольске, где они произвели фурор и оставили сильное впечатление песнями
типа "Пират эфира" (с припевом "Я в диапазоне УКВ, а он в диапазоне КГБ")
и "Нина" (посвящённой немецкой певице Нине Хаген) - надо заметить, что в
этот период в песнях Джоника часто фигурировала тема Германии, с ней были
свзаны персонажи его песен: психиатр Фрейд ("Дом, который построил Фрейд")
или врач-нацист ("Доктор Менгеле"), а в музыке было заметно влияние Nueue
Deutsche Welle. После выступления в московском ДК МГУ 5 марта 1988 группу
покинул Володя Зюбин, а потом и Марк Яшин. Гитару взял в руки Жданов, а
бас-гитаристом стал Дмитрий Воронов.
Новым составом в июне 1988 БОМЖ отметился на панк-фестивале в Тюмени,
дал ещё несколько концертов, а весной-летом 1989 записал в Бердске свою
текущую программу, посчитав её за свой настоящий дебют и назвав "Бомж-I"
(1989). На этом этапе Соловьёв решил играть трэш, в силу чего в группе
начались трения, и в 1990 Джоник ушёл, забрав с собой название. Осенью
1991 Зюбин, Жданов и Воронов попытались выступить под громким именем, но
Соловьёв через прессу объявил это противозаконным, сообщив, что только
он имеет право называть себя БОМЖ и собирает новый состав. Правда, это
так и осталось на словах. В 1992 он сделал попытку записаться, но, увы,
до альбомов дело не дошло, а два записанных тогда номера стали бонусом к
переизданию в XXI веке альбома "Бомж-1". Это сделала в 2019 архивистская
компания Bull Terrier Records. В 2022 она же переиздала и самую первую
запись группы "Презумпция виновности". Сам Джоник Соловьёв с тех пор на
сцене не появлялся и ушёл из жизни 23 августа 2006 в возрасте сорока
четырёх лет.
Помимо изданных Bull Terrier Records двух альбомов группы сохранилась её
запись с фестиваля Рок-клуба и "Подольск '87" (2012) с десятью песнями,
которые исполнил там БОМЖ. Из всех его участников на сцене дольше всех
оставался Ронни Вахидов, который играл в группах
ЗАКРЫТОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ,
ПРОМЫШЛЕННАЯ АРХИТЕКТУРА,
МУЖСКОЙ ТАНЕЦ и т.д.
Андрей Бурлака
Страницу, посвящённую творчеству группы БОМЖ, можно найти по адресу:
https://vk.com/club3573059