НЕЧТО

Группа с расплывчатым, но при этом довольно точно отвечающим её музыке
и отчасти судьбе названием НЕЧТО (позже оно - как и форма - менялось,
оставляя прежним лишь художественный метод) появилась на излёте 80-х в
индустриальном кораблестроительном Северодвинске и при этом черпала
вдохновение в арт-роке, психоделии, нео-классике, фолке, но известности
добилась, в большей степени, благодаря записям, а не концертам.
Основатель группы и её основной автор Андрей Барбашов (р.22.02.64 в
Северодвинске) был связан с музыкой с юных лет. Одновременно со средней
школой он поступил в музыкальную по классу фортепиано, после чего стал
студентом музыкального училища. Первую группу, как и полагается, собрал
школьником в возрасте пятнадцати лет (1979), уже тогда пробовал сочинять
песни, а в 1983 на пару лет одел погоны, служил рядовым, но и там попал
в самодеятельность, где тогда же оказался барабанщик и звукорежиссёр
Игорь Тропин (р.23.01.65 в Северодвинске) - он учился там же, но на
другом курсе.
После армии они разошлись в разные стороны, но через пару лет встретились
и решили попробовать сделать что-то вместе. За это время Барбашов поиграл
прог-рок в группе
ПРОВИНЦИЯ и выросших из неё нововолновых
07, которые
вскоре стали аккомпанировать вокалистке Наталье
Платицыной - а основу её
репертуара поначалу составляли его песни. В 1988 он решил сосредоточиться
на своём творчестве. Тогда-то их с Тропиным музыкальные опыты и переросли
в группу. "Вариантов названий было много - ПОЗВОЛЬТЕ, ПЯТЫЙ СЛОЙ, -
вспоминал позже Тропин, - но потом всё же остановились на НЕЧТО". Позже
стало известно, что под ними группа тоже делала записи, не пошедшие в
народ.
В то время в Северодвинске и областном Архангельске происходил настоящий
рок-бум: появлялись новые группы, проходили фестивали, хлынули недавние
подпольщики, а теперь вполне легализованные гастролёры из столиц. К тому
времени как НЕЧТО решили выйти на сцену, в их ряды влился Вадим Фокин
(р.12.06.64 в Северодвинске), бас, иногда гитара. Дебют трио состоялся на
стадионе "Север" летом 1988, когда в Северодвинск приехали
АУКЦЫОН,
НОМ
и пара групп из Москвы.
Кое-кто, в том числе, и они - по примеру прославившегося своими альбомами
ОБЛАЧНОГО КРАЯ - пытались записываться, хотя настоящих студий в городе не
было. Используя бытовые магнитофоны "Маяк" и "Комета", они тогда записали
альбомы "Фарфоровый Гость" (1988) и "Фея 2 П.С." (1989), которые на свой
страх и риск отослали на конкурс магнитоальбомов, объявленный питерским
журналом "Аврора", где в ту пору писатель и журналист Александр
Житинский
начал собирать интересную музыку со всей страны. Чтобы оценивать её, он
привлёк элиту питерской подпольной рок-журналистики, включая "Рокси" и
"РИО", а также других подкованных слушателей из читателей. Не удивительно,
что пестротканные музыкальные полотна НЕЧТО - а они, не ограничивая себя
строгими рамками жанра, исполняли сложные, но мелодически оригинальные
номера, в которых смешивали арт, джаз, корневой фолк, восточную этнику,
рок в хиппистских традициях 70-х и т.д. - привели писателя и его коллег в
восторг. Одобрительные оценки в "Авроре" сразу же повысили реноме группы
дома и вызвали интерес к ней у меломанов всей страны - а их тогда было
немало.
На Архангельском всесоюзном рок-фестивале (лето 1989) НЕЧТО выступили
квартетом - к ней присоединился московский бас-гитарист Евгений Шариков,
который нёс срочную службу в северодвинском морском доме офицеров. Они
были оценены по-достоинству и стали лауреатами. Шариков, отслужив, как
надо, вернулся в столицу и позже участвовал в легендарном джаз-роковом
АРСЕНАЛЕ Алексея
Козлова и новой версии
КВАДРО.
В конце 1990 НЕЧТО выбралось в Питер: 21 декабря они - вместе с
KAMIKAZE,
ОБЪЕКТОМ НАСМЕШЕК,
ВЫХОДОМ и московским
КРЕМАТОРИЕМ - отметились в первом
концерте Рождественского (а всего второго) фестиваля "Авроры", который
проходил во Дворце молодёжи. Записи группы попали и в питерское отделение
фирмы "Мелодия", но качество не позволило зафиксировать их музыку на
пластинках. Тем не менее, этот период был для НЕЧТО максимально ярким. Их
дискографию пополнил альбом "Перевоплощения" (1990), который рецензенты
без тени сомнения сравнивали с работами GONG, VAN DER GRAAF GENERATOR и
даже CAN. В этот период с НЕЧТО (также поочерёдно) сотрудничали гитаристы
Герман Голенищев и Сергей Морозов (ранее
ПРОВИНЦИЯ и
07).
Его полистилистическая музыка с символистскими текстами, хипповые наряды,
сюрреалистические слайды, пиротехника ощутимо выходили за рамки традиций
местного рока, где всё ещё доминировал хард. В этом плане НЕЧТО были куда
ближе к камерному року свердловской школы или разборчивой всеядности
питерского
АКВАРИУМА, поэтому в 1991 ему довелось сделать серию концертов
вместе с
ТРИЛИСТНИКОМ (он же
АКВАРИУМ без
БГ) и
НАСТЕЙ. Кроме того, НЕЧТО
побывали с концертами в Польше.
В этот период группа довольно много концертировала, благо, её мобильный
состав позволял делать это без особых проблем. В 1995 НЕЧТО представляли
Архангельскую область в Швеции на фестивале "Face Front", проходившем в
небольшом городке Питео, на берегу Ботнического залива. К тому времени их
музыка ещё больше двинулась в сторону этники, а в музыке появились другие
НЕЧТО, поэтому Барбашов добавил к названию слово
ТРАЙЯ - в переводе с
санскрита 'освобождение', как знак перемен.
В период 1995-1998 состав НЕЧТО-ТРАЙЯ усилили бас-гитарист Михаил Мардер
(АНГЕЛ ДОРОГ) и саксофонист Сергей Диденко. К тому времени оригинальный
состав разнесло по трём городам: Тропин остался в Северодвинске, но
продолжал заниматься музыкой в домашних условиях и сотрудничать с другими
местными музыкантами (в частности, группой
АНФИСА), Фокин оказался в Питере, а Барбашов в 1997
переехал в Москву, где нашёл по специальности работу преподавателя музыки
в Колледже искусств.
Тем не менее НЕЧТО-ТРАЙЯ продолжали работать, хотя их состав мог меняться
от дуэта до квартета, а Андрей Барбашов, кроме того, записывался соло. В
2003 он начал играть с группой
THE HOT ROD BAND знаменитого московского
барабанщика Михаила Петровича
Соколова, который тогда сменил палочки на
губные гармоники и, оставаясь верен блюзу (который он ещё в 70-х играл со
своим
УДАЧНЫМ ПРИОБРЕТЕНИЕМ), исполнял в клубах любимую с юности музыку.
Как-то раз им довелось выступать даже в Театре им. Вахтангова. Иногда
Барбашов джемовал и с другими столичными джазменами и рок-музыкантами,
включая Константина
Никольского.
Осенью 2008 параллельно с НЕЧТО и ТРАЙЯ возникла третья в этой череде
группа
OK.AZIYA
(ОК.АЗИЯ). Если до этого тексты песен были на русском, то
теперь к ним добавились англоязычные, а порой в них звучали оба языка. По
музыке это было всё, в чём находили отражения увлечения участников - от
ритм-энд-блюза до джаз-фанка и камерного прог-рока. На этом этапе с
Барбашовым объединились этно-джазовый гитарист Тим Дорофеев
(ВОСТОК-СЕВЕР,
NEW BLUES BAND, в прошлом известный джазовый
АРХАНГЕЛЬСК) и замечательный
барабанщик Валерий Журавлёв
(NEW BLUES BAND,
ЗЕМЛЯ РОС и множество других
джаз-рок проектов). Иногда на басу с ними играл Николай Клишин (тоже
экс-АРХАНГЕЛЬСК).
В 2009
ОК.АЗИЯ выступает на международных фестивалях "Баренц-Этно-Мьюзик",
"Архангельск-Блюз". Кроме того, в разное время группа во всех своих формах
появлялась на фестивалях "Пустые Холмы", "Свинговый Бум", "ПрогДэй" ,
"Malina Jazz", "Беломор Буги", и т.д. Группа продолжает выступать в клубах
Москвы, выезжать на гастроли и записываться. Иногда с Барбашовым играет
барабанщик Андрей Панкратов
(РАДА & ТЕРНОВНИК). Поиски того, что интересно
в музыке, продолжаются.
Андрей Бурлака
Страницу, посвящённую творчеству групп, можно найти по адресу:
https://vk.com/club10270774