ОПЕРАТИВНОЕ ВМЕШАТЕЛЬСТВО

Питерская хард-рок группа ОПЕРАТИВНОЕ ВМЕШАТЕЛЬСТВО возникла в середине
80-х, но впервые обратила на себя внимание на излёте металлического бума
и русского рока вообще; тем не менее, она сумела записать один студийный
альбом и засветиться на легендарном ныне рок-фестивале журнала "Аврора".
Впрочем, история группы началась за семь лет до её создания, осенью 1980,
когда одноклассники Игорь Тарасов и Саша Жаров, которые до этого пару лет
серьёзно занимались хоккеем, переключили своё внимание на музыку. Поводом
к этому послужил магнитофон "Орбита-205", подаренный Игорю родителями на
день рождения. Поначалу друзья слушали всё подряд - от текущей эстрады
до THE BEATLES и Пола Маккартни - но со временем их пристрастия начали
всё сильнее склоняться в сторону тяжёлого рока и, особенно, LED ZEPPELIN,
а потом JUDAS PRIEST.
Вскоре у них появились два новых знакомых, Слава Лавруть и Андрей Гузей.
Оба жили на окраине города, в Ручьях, тоже учились в одной школе, и тоже
увлекались рок-музыкой. В начале 1981 у Славы дома начала репетировать
новая группа, силы в которой распределились следующим образом: Вячеслав
Лавруть, вокал, Андрей Гузей, гитара, Игорь Тарасов, бас, бэк-вокал, и
Александр Жаров, барабаны. Именно Жаров придумал им название
АСТЕРОИД и
самостоятельно сделал "фирменную" майку, наклеив на неё буквы из фольги.
Поначалу группа играла, как придётся, и что получится, т.е. кавер-версии
любых известных им песен - от советской эстрады до хитов западного рока.
Дебютировал
АСТЕРОИД на новогоднем вечере в школе у Андрея и
Славы, где они разогревали зал для сравнительно известного
ХРУСТАЛЬНОГО ШАРА. Светом у
ШАРА заведовал Сергей "Клипс" Павлов, в недавнем прошлом - бас-гитарист
группы
ПРОСТО ТАК. Пару месяцев спустя Клипс ушёл из
ХРУСТАЛЬНОГО ШАРА и
стал вторым гитаристом
АСТЕРОИДА.
По воспоминаниям музыкантов, Сергей оказал на них серьёзное влияние: он
помог группе избавиться от музыкальной всеядности, определиться со стилем
и попробовать себя в сочинении песен. С этого момента
АСТЕРОИД перешёл на
хард-рок и собственное творчество.
Почувствовав, что они на вторых ролях, осенью группу покинули Лавруть и
Гузей, которые собрали свой
ФАЭТОН. Месяца четыре
АСТЕРОИД репетировал
втроём, но после того, как осенью 1983 Павлов и певец
ПРОСТО ТАК Андрей
Христиченко решили организовать новую группу
СЕМЕЙНЫЙ СКАНДАЛ (ещё позже
они реформировали
ХРУСТАЛЬНЫЙ ШАР), развалился.
Тарасов, Жаров, Лавруть и Гузей снова объединились под названием
АПРЕЛЬ,
устроились в ДК им. I Мая и продолжали играть пёструю смесь: своё и чужое
в диапазоне от хард-рока (DEEP PURPLE) до рэггей (Боб Марли). Весь 1983
они записывали на своей точке магнитофонный альбом, но в мае 1984 опять
распались, когда трёх участников группы (Жаров отстал от остальных, так
как был студентом мореходного училища) забрали в армию.
Два года спустя, в июне 1986, группа была возрождена, но уже под вывеской
ОПЕРАТИВНОЕ ВМЕШАТЕЛЬСТВО. Барабанщиком - в отсутствие ушедшего в армию
Жарова - стал Кирилл "Харрис" Ильин, который жаждал играть трэш-металл.
Первыми заметными акциями группы стали концерты в ДК им. Свердлова 18-19
июня 1987. Той же осенью к ним присоединился ещё один одноклассник Жарова
и Тарасова, гитарист Сергей Баландин, а в январе 1988 сам Жаров, которому
по такому случаю купили фирменную барабанную установку. Гузей и Ильин,
как не согласные с новым музыкальным курсом, ушли.
Примерно тогда же ОПЕРАТИВНОЕ ВМЕШАТЕЛЬСТВО попало под крыло Калининского
МКЦ и нашло репетиционную точку в лесопарке близ Озерков, где кроме них
базировалось
ШТОРМОВОЕ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ. Заведовал точкой барабанщик Володя
Шумахер
(МИСС А.,
СПОКОЙНОЙ НОЧИ). Группа активно репетировала, надеясь
выйти на новый уровень, сочиняла песни, дала несколько нешумных концертов
и собиралась на гастроли, когда в апреле 1988 Жарова позвали в
ИЗОЛЯТОР,
и она снова оказалась в подвешенном состоянии. Следом пропал Баландин,
так что ОПЕРАТИВНОЕ ВМЕШАТЕЛЬСТВО осталось втроём.
Той же зимой группа записала на своей точке демо-альбом, на барабанах в
котором играл Вадим Вдовенко, позднее ставший их звукооператором. Поиски
барабанщика подзатянулись: в общей сложности, ОПЕРАТИВНОЕ ВМЕШАТЕЛЬСТВО
отслушало человек шесть. Ситуация усугубилась тем, что их точку ограбили,
и музыканты лишились значительной части аппаратуры.
Вся группа устроилась на работу в НИИ, где можно было репетировать. Одно
время в ОПЕРАТИВНОМ ВМЕШАТЕЛЬСТВЕ играл Сергей Кошелев из
МУЗЕЯ 30 МОНЕТ,
с подачи которого появился очередной барабанщик Вячеслав Ажовков: к тому
времени он окончил джазовую школу, где занимался у Николая Зарубина
(ZA),
а потом учился у самого Кошелева. В новом составе группа снова начала
концертировать, в частности, 24 сентября 1989 выступила на Масляном Лугу
ЦПКиО в рамках рок-фестиваля журнала "Аврора" в компании с
СОБАКОЙ ЦЕ ЦЕ,
ФРОНТОМ,
ПРИИСКОМ,
ПЕПЛОМ и т.д.
В ноябре ОПЕРАТИВНОЕ ВМЕШАТЕЛЬСТВО записало на питерской "Мелодии" свой
одноименный дебютный альбом (звук: Юрий
Морозов при участии Александра
Ляпунова из
ПАУТИНЫ). По окончании работы Слава Ажовков тоже пропал, и в
декабре 1989 за барабанами появился Павел Сыродоев
(экс-ЭДЕМ,
LABYRINTH).
В конце года они нашли новое место для репетиций, заново отрепетировали
программу и 28 февраля 1990 удачно выступили на сцене ТКЗ "Время" в
телепередаче "Розыгрыш", с которой сотрудничала Рок-коллегия.
В середине 1990 группа распалась. Из её бывших участников в рок-н-ролле
остались Жаров
(КРИЗИС,
СКОРАЯ ПОМОЩЬ,
ДРУЖКИ), Кошелев
(BACK UP и другие
кавер-бэнды) и Павлов
(ЖАВОРОНКИ,
HOLOPHONIC). Тарасов эмигрировал в США,
поселился в штате Юта и стал членом секты мормонов. В начале XXI века он
вернулся в музыку и играл в группе вместе со своим сыном. Баландин погиб
в конце 90-х.
Лавруть работал в милиции и только четверть века спустя после распада
группы, в феврале 2014, возродил ОПЕРАТИВНОЕ ВМЕШАТЕЛЬСТВО, куда были
приглашены его ветеран Саша Жаров и лидер-гитарист Владимир Галкин, до
этого игравший со Славой Ажовковым в
ЗВУКАХ УЛИЦ.
Андрей Бурлака