ПРИСУТСТВИЕ

Экспрессивные и запоминающиеся мелодии, драматический вокал, лаконичные
и хлёсткие тексты песен с говорящими за себя названиями, выразительный
контрапункт гитар и мощный драйв - в середине 80-х питерское ПРИСУТСТВИЕ
внесло свежую струю в заметно пересохшее к тому времени русло хард-рока
и имело все шансы занять место в Высшей Лиге рок-н-ролла, если бы судьба
распорядилась чуточку иначе.
Основатель группы, Максим Кузнецов (р.26.05.64 в Ленинграде), с восьмого
класса начал осваивать гитару в вечерней джазовой школе на Сенной. Там же
учился и Михаил "Киса" Киселёв (р.25.12.63 в Ленинграде) - родители обоих
много лет дружили, поэтому не удивительно, что и сыновья в скором времени
обнаружили сходство вкусов и массу общих интересов.
В конце десятого класса Максима пригласили на место гитариста в школьной
группе, бас-гитаристом которой был его одноклассник Александр Проскунов
(р.17.02.64 в Ленинграде). Из себя она не представляла ничего особенного
и репетировала при жилконторе. Спустя пару месяцев Максим пригласил Мишу
Киселёва на пост второго гитариста.
Летом 1981 Кузнецов и Проскунов поступили в институт им. Бонч-Бруевича,
а Киселёв - в институт Холодильной промышленности. На втором курсе место
школьного барабанщика в пока ещё безымянной группе занял приехавший из
Тамбова студент Игорь Ирков - с его появлением всё встало на свои места,
и они начали в темпе осваивать репертуар, состоявший из инструментальных
версий песен THE BEATLES, THE ROLLING STONES, CREEDENCE и рок-н-роллов
Билла Хэйли и Чака Берри, а также конструировать попурри из гитарных соло
и классических риффов LED ZEPPELIN и DEEP PURPLE.
Как-то раз в 1982 старший брат Проскунова привёл к ним на репетицию двух
героев рок-сцены 70-х, бас-гитариста
РОССИЯН Сашу Кроля и их барабанщика
Жору Блинова. Мэтры поджемовали с молодёжью, чем заставили их поверить в
собственные силы. Мало-помалу Кузнецов - с помощью остальных музыкантов -
начал сочинять музыкальные фразы и фрагменты, из которых постепенно
складывались оригинальные мелодии.
Немного позже старый друг Максима, Алексей Образцов, учившийся в ЛГУ,
познакомил музыкантов со своим университетским знакомым. Кирилл
Комаров
(р.8.09.64 в Ленинграде) не играл ни на каких инструментах, однако, писал
отличные стихи, которые удачно легли на мелодическую основу Кузнецова, и
вскоре стал неиграющим участником группы, получившей временной название
ДОМИНО. Игорь Ирков в 1984 покинул группу. Его место занял Юрий Щербаков
(р.20.06.64 в Ленинграде), который тоже учился в Бонче, но курсом младше,
занимался в джазовой школе и быстро прогрессировал, чем сразу расположил
группу в свою пользу.
К началу 1985 у
ДОМИНО сложилась целая программа с такими будущими хитами
как "Формула А" ("Лучше быть мёртвым, чем вторым"), "Осенний Блюз" и т.п.
Подначиваемые Кролем и Блиновым, они подали заявление в Рок-клуб и в том
же феврале были приняты. На прослушивании пел сам Кузнецов, однако, его
видение своих песен предполагало другой вокал.
За советом они обратились к недавно переехавшему из Новосибирска в Питер
блюзовому гитаристу Юрию
Наумову, который настоятельно рекомендовал им
певца из Ломоносова Игоря Семёнова: после распада своего
РОК-ШТАТА Игорь
собрал и распустил оказавшиеся нежизнеспособными группы
ПОДАРОК и
КАНАЛ СИ, и как раз находился в поисках новой точки приложения сил. Придирчиво
отслушав материал
ДОМИНО, Семёнов (р.15.10.59 в Ломоносове) забраковал
часть песен, но, в целом, общий язык был найден, и осенью 1985 они
начали репетировать вместе.
Сразу после вступления в Рок-клуб группа решила сменить имя
ДОМИНО на
нечто более адекватное их блюз-роковой направленности. Тогда-то на свет
и появилось ПРИСУТСТВИЕ - как прямой перевод названия седьмого альбома
LED ZEPPELIN "Presence" (1976). "Мы собрались, потому что хотели сказать:
хард-рок жив," - сказал по этому поводу Миша Киселёв в первом интервью
ПРИСУТСТВИЯ журналу РИО.

Новый состав группы (которая к тому времени перебралась из ЖЭКа в актовый
зал НИИ "Гипробум") дебютировал на сцене Рок-клуба 23 ноября 1985 вместе с
ЭЛЕКТРОСТАНДАРТОМ и
АУКЦЫОНОМ, потом съездил на свои первые гастроли в
Петрокрепость, на протяжение весны дал ещё десяток концертов (на одном из
них, в ЛДМ, отсутствовавшего Щербакова подменил Лёша Рацен из
ТЕЛЕВИЗОРА)
и без труда пробился на IV Фестиваль Рок-клуба в ДК "Невский".
К тому времени группу покинул Проскунов, на место которого в апреле 1986
по рекомендации Андрея Нуждина из
ИГР был приглашён техничный (хотя и не
имевший сценического опыта) Александр Крылов.

Выступление ПРИСУТСТВИЯ на фестивале стало безусловным триумфом и одним
из его центральных событий: превосходный репертуар, голос и пластика
Семёнова, ансамблевое звучание - публика оценила это по-достоинству, но
жюри, которое было едва ли не самым реакционным за все годы существования
клуба, принципиально игнорировало их: ПРИСУТСТВИЕ даже не рассматривалось
в числе претендентов на лауреатство, хотя в фестивальный Топ3 вошёл их
"Осенний блюз". Всё это привело к всплеску возмущения и возникновению
т.н. Инициативной Группы, которая безуспешно пыталась вывести Рок-клуб из
состояния застоя. Одним из лидеров этой группы стал Игорь Семёнов. Тем же
летом ПРИСУТСТВИЕ приняло участие в съёмках нашумевшего художественного
фильма Валерия Огородникова "Взломщик" и попало в его кадры.
На протяжение следующего года ПРИСУТСТВИЕ регулярно выступало в Питере и
гастролировало в Таллине (дважды), Куйбышеве, Львове, Киеве, Новосибирске
и Калининграде. Весной 1987 на студии Ленинградского Дворца Молодежи был
записан их дебютный альбом "Сезон холодного неба", однако, сами музыканты
сочли его качество неподходящим и отказались от его распространения (хотя
позднее пиратские копии альбома встречались в музыкальных магазинах).
В мае 1987 ПРИСУТСТВИЕ приняло участие в организованном Андреем
Тропилло
видео-фестивале "Рок-Нива" в посёлке Шушары, а месяцем позже отлично
выступило на V Фестивале Рок-клуба, где Игорь Семёнов официально объявил
со сцены, что покидает группу, чтобы возродить
РОК-ШТАТ, и в заключение
концерта спел соло что-то лирическое под ф-но.

На целый год ПРИСУТСТВИЕ замолчало. В конце 1987 из группы ушёл и Кирилл
Комаров, который решил освоить гитару, а позднее выступал соло и со своей
группой
ЧЕСТНОЕ СЛОВО. Впрочем, все его тексты остались с ПРИСУТСТВИЕМ.
Только летом 1988 новый голос был обретён: в ПРИСУТСТВИЕ пришёл скрипач
и певец Евгений Дятлов (р.2.03.63 в Хабаровске), студент Театрального
Института и бывший участник
АУКЦЫОНА (он записывался на их альбоме "Как
я стал предателем"). Группа снова вернулась к активной жизни: она давала
концерты в ДК им. Газа, ДК им. Ленсовета, выезжала на гастроли в Гродно,
Брест, Великие Луки и т.п. Тогда же они начали записывать второй альбом,
но по разным причинам работа над ним тоже была заброшена.
22 сентября 1989 ПРИСУТСТВИЕ сыграло на фестивале журнала "Аврора" (что
символично, в один день с
РОК-ШТАТОМ) - как оказалось, этот концерт стал
для них последним. В том же сентябре Щербаков занял место за барабанами в
РОК-ШТАТЕ, а в ноябре Кузнецов начал играть в
ТЕЛЕВИЗОРЕ - формально
как гость, но, по сути дела, это означало конец ПРИСУТСТВИЯ - тем более,
что в 1990 Миша Киселёв эмигрировал в США и поселился в Нью-Йорке.
После
ТЕЛЕВИЗОРА Кузнецов был приглашён в
ТУРЕЦКИЙ ЧАЙ, но выйти с ним
на сцену не успел - группа распалась; позднее он репетировал с Дятловым,
Раценом и бас-гитаристом Александром Титовым
(экс-АКВАРИУМ,
КЛУБ КАВАЛЕРА ГЛЮКА,
ТУРЕЦКИЙ ЧАЙ), воссоединился с Семёновым и Щербаковым под флагом
РОК-ШТАТА, в 1994-1995 играл в группе Кирилла
Комарова
ЧЕСТНОЕ СЛОВО,
записывался с Александром
Видякиным
(экс-МИФЫ,
ВАРИАНТ), тем же
Комаровым и соло-проектом Лёши Рацена
МАНДРАГОРА. В конце 1995 Максим
эмигрировал в США и поселился в Индианаполисе, где продолжает заниматься
музыкой.
Женя Дятлов на время покинул музыку и добился успеха только в конце 90-х:
он пел в группе
АТЫ-БАТЫ, потом исполял романсы, а сейчас служит в Театре
Комедии и снимается в кино и рекламе. Щербаков, забросив барабаны, стал
главным специалистом по мастерингу - сегодня его имя можно встретить чуть
ли не на каждом втором из записанных в Питере альбомов. Проскунов играл в
ресторанах. Крылов - в
ЛИСТЬЯХ ТРАВЫ и других клубных группах.
Хотя первый альбом ПРИСУТСТВИЯ так и не вышел, а работа над вторым тоже
не была завершена, на протяжение 90-х музыканты несколько раз собирались
в студии ("Мелодия", "Calypso"), результатом чего является около десятка
законченных песен; помимо того, в 2001-2002 Кузнецов, Щербаков, Семёнов
и Дятлов, работая, соответственно, в Индианаполисе и Питере записали ещё
три номера своего классического репертуара. Пока они доступны только на
сайте группы, но вполне возможно, что когда-нибудь будут изданы.
Андрей Бурлака
Официальный сайт группы можно найти по адресу:
http://home.comcast.net/~prisutstvie1