Александр РАСТОПЧИН

"Александр Растопчин - человек, который сделал себя сам. Дарованного
природой таланта для этого порой бывает недостаточно. Трудолюбие, ясное
понимание того, что он хочет, целеустремлённость, нежелание быть похожим
на других - вот такую поддержку получил талант этого музыканта", - так
отозвался об этом человеке журналист и летописец белорусской рок-музыки
Дмитрий Подберезский. И он абсолютно справедлив.
Гитарист, композитор и аранжировщик Александр Растопчин родился 9 января
1957 в Алма-Ате, семи лет от роду оказался с семьёй в белорусском Минске,
музыкальные университеты проходил в школе и во дворе, первый опыт сцены
получил в школьной группе, а впервые обратил на себя внимание публики на
рубеже 80-х как участник исполнявшей блюз-рок и хард группы
УНИВЕРСИТЕТ.
Она имела успех, но так уж сложилось, что в силу любительского статуса
невольно оказалась кузницей кадров для ушёдших в профессионалы коллег, в
частности
СУЗОРЬЯ.
Собственно, с Растопчина, который перешёл в ряды
СУЗОРЬЯ весной 1982 это
и началось. Середина 80-х было для группы периодом наивысшего подъёма и
расцвета:
СУЗОРЬЕ много гастролировало, выступало на фестивалях, издало
пластинку на "Мелодии" и помимо беспроигрышного хард-рока, в котором
особо эффектно проявлялся гитарный дуэт Растопчина и Андрея Козловского,
исполняла пьесы из средневековой "Полоцкой тетради" и "Песню о зубре" на
стихи поэта XVI века Миколы Гусовского.
Потом был период испытаний, когда идеологи соцреализма пытались калёным
железом выжечь все ростки живого в литературе, живописи и музыке, но из
них группа вышла только окрепшей. Тем не менее, в 1984 Растопчин покинул
СУЗОРЬЕ, став участником ВИА
ТОНИКА, который аккомпанировал популярному
эстрадному певцу Виктору Вуячичу, и даже съездил с ними в Афганистан, но
это была рутина, далёкая от творчества, поэтому на следующий год гитарист
охотно принял приглашение
ПЕСНЯРОВ.
В то время группа Владимира
Мулявина, пройдя через периоды фолк-рока,
поп-хитов, музыкального театра, искала новые темы, посвятив 50-летию со
дня окончания Великой Отечественной войны свой ностальгический альбом
"Через всю войну", где звучали новые аранжировки популярных в те трудные
годы песен, и начала работу над программой "Во весь голос" на стихи
Маяковского.
Вторая половина 80-х и начало 90-х были для
ПЕСНЯРОВ годами и легального
признания, и затяжного внутреннего кризиса, из которого они с трудом
вышли, потеряв практически весь текущий состав. В самом начале 1993 и сам
Растопчин, захваченный идеей ближе познакомиться с корнями блюза на его
исторической родине, уволился, улетел в США и поселился в Нью-Йорке.
Найти себя в новой реальности тоже оказалось непросто, но гитаристу это
удалось. Он играл в местных клубах, работал в кино и на студиях, строил
свою студию, которая вошла в строй в 1995 и носит неформальное название
Rastopdesigns Records. Её первым продуктом стала компиляция "1989-1993
Collection", в которой гитарист собрал авторский материал белорусского
периода, в т.ч. с вокалом
ПЕСНЯРА Валерия Дайнеко, и его музыку к фильму
"Blasted" (1992, режиссёр Ник Гребо, продюсер Валерий Кречетов, вокал
Олег "Джаггер" Минаков
(INSPECTOR) в "Last Try").
В том же году вышел концертный альбом "Alex & Durand", на котором песни
Растопчина и кавер-версии пел завсегдатай блюзовых клубов Бликер-стрит
Дюран Дэниел. В 1996 дискографию музыканта продолжила студийная работа
"Pieces Of Broken Heart" - на всех инструментах играл он сам.
На излёте 90-х белорусскую музыкальную диаспору в Нью-Йорке пополнил
бас-гитарист Алексей Козловский. Ещё в 1979 они с Растопчиным встретились в
УНИВЕРСИТЕТЕ, вместе играли в
СУЗОРЬЕ, после распада которых Алексей
собрал группы
ZINDAN,
BROS IN BLUES,
MOJO BLUES, писал тексты
ROUBLE ZONE
Олега Джаггера и много сесионировал. Старые друзья объединились в
RASTOP POWER TRIO, барабанщиком которого стал Джон Макалузо.
После затянувшейся по техническим причинам паузы Растопчин представил на
суд слушателей ещё одну архивную работу, "History Lesson" (2003), куда
он включил записи конца 70-х - середины 80-х: с
УНИВЕРСИТЕТОМ,
СУЗОРЬЕМ и
ZAREMBA BAND.
Альбом "AR 2003" включал кавер-версии "Immigrant Song" LED
ZEPPELIN и "Going Home" TEN YEARS AFTER.
С весны 2006 Александр Растопчин периодически выступал с группой MOOSE &
THE BULLETPROOF BLUES BAND. В августе 2006 свет увидел студийный альбом
"Wind of Change", в 2007 дуэт с Джоном Макалузо "The Radio Waves Goodbye"
(где он укрылся под псевдонимим UNION RADIO), в 2007-2008 два концертных
DVD "Rastop Live at Pianos", а в 2008 "Rodnaje" - дань признания своим
историческим корням: народные и старинные белорусские песни в авторских
аранжировках. Все струнные, клавишные и перкуссию Растопчин записал сам,
а на валторне и трубах сыграли его соратники Сьюзан и Ирвин Гроссманы.
Версия песни "Ой, рана на Ивана" была посвящена памяти ушедшего из жизни
в 2003 основателя
ПЕСНЯРОВ Владимира
Мулявина.
Как ни странно, первый альбом Александра Растопчина на родине появился
только в 2009: "Ветер перемен" включал материал студийных работ "AR 2003"
и "Wind of Change". Издала его компания Ковчег.
Андрей Бурлака
Официальный сайт Александра Растопчина можно найти по адресу:
rastopdesigns.com