СМЕЩЕНИЕ

Легенда московской подпольной сцены начала 80-х, группа СМЕЩЕНИЕ играла
анархический, отчасти импровизационный хард-рок с привкусом психоделии и
зачатками металла, в которым, как оказалось, и нашли себя её лидеры, чем
в, определённом смысле, связали андерграунд и официальную рок-сцену.
История группы распадается на два разнесённых по времени и неравных по
значению отрезка, объединяет которые личность её основателя.
Александр "Алик" Грановский родился 27 октября 1959 в Москве, музыкой
занимался с раннего детства, играя на скрипке, фортепьяно и контрабасе,
но лет в тринадцать в его жизни появился рок. Тогда он и начал осваивать
бас-гитару. Далее в его биографии была школьная группа, а летом 1974 в
пионерском лагере "Экран" близ Сергиева Посада, куда её позвали играть
на танцах, он познакомился с Костей Межибовским, который грезил музыкой,
но никакого опыта не имел. Зато имел доступ к импортному кинематографу,
ибо его отец служил заместителем директора Дома Кино!
Алик обеспечил Костю настоящей электрогитарой, дав первые уроки владения
оной. Той же осенью и вознико первое СМЕЩЕНИЕ: Александр Грановский, бас,
Константин Межибовский, гитара, и Алексей Желманов, барабаны. Последний,
в свою очередь, был связан с миром кино, поскольку его мать была гримёром
на Мосфильме.
Они ходили на сэйшена, слушая старших товарищей, репетировали, осваивая
классику мирового харда, сами пытались что-то сочинять, но единственная
попытка выступить публично на школьном вечере окончилась для них фиаско:
администрация почуяла неладное и завершила праздник до срока, отключив
электричество. Желманов, который демонстрировал интересную технику и имел
шансы вырасти в сильного барабанщика, музыку бросил. Межибовский поступил
в МЭИС, Московский электротехнический институт связи, где в 1977 создал
рок-клуб, а позднее стал одним из ведущих подпольных менеджеров столицы,
устраивая концерты
АРАКСУ,
ВИСОКОСНОМУ ЛЕТУ,
МАШИНЕ ВРЕМЕНИ, питерским
РОССИЯНАМ и т.д.
Что же до Грановского, то он продолжал расти как бас-гитарист и играл на
вечерах в институтах, танцах в области и сэйшенах с разными группами. В
середине 70-х это были
ОСВ-3, а потом
МЛЕЧНЫЙ ПУТЬ, который в какой-то
момент потерял почти весь состав, и его гитарист Андрей "Крустер" Лебедев
остался с названием и неясными перспективами. Они с Аликом быстро нашли
общий язык и продолжали выступать, подыскивая подходящую компанию. За
следующие три года через
МЛЕЧНЫЙ ПУТЬ прошла масса барабанщиков, в т.ч.
Сергей "Шелл" Шелудченко, и вокалистов, одним из которых был Александр
Бордзиловский
(экс-РИКИ-ТИКИ-ТАВИ).
Весной 1980 очередным кандидатом в вокалисты стал Роман Амиридис. Его
мать работала в Москонцерте и по своим каналам выяснила, что Саратовская
филармония, которую уже несколько лет кормил
ИНТЕГРАЛ, расстаётся с ним
и ищет достойную замену. Крустер, Грановский и Амиридис, снова пригласив
за барабаны Шелудченко, но не имея ни названия, ни репертуара, рванула в
Поволжье.
Как ни странно, филармонию их исполнительский уровень вполне устроил, но
оказалось, что барабанщик не может надолго покидать дом. Группа вернулась
в Москву, чтобы решить свои проблемы, и больше в Саратове не появлялась,
хотя оттуда её ещё долго донимали звонками. Всё лето музыканты работали
над программой и продолжали искать вокалиста, покуда их приятель, художник
Сергей Шутов, который тогда работал в зоопарке, параллельно читая лекции
в Московском планетарии, не посоветовал Алику и Андрею обратить внимание
на его знакомую по хипповым кругам Алесю
Троянскую.
Алеся "Лужайка"
Троянская (р.8.05.57 как Галина Карякина) была на тот
момент заметной фигурой среди отечественных хиппи. Её квартира много лет
служила пристанищем для системной публики, она успела завести и бросить
семью, обладала несомненным артистизмом и сильным природным голосом, но
сценического опыта не имела. Тем не менее, должное впечатление произвела
и была принята в группу.
Тогда же у неё появилось имя. До этого музыканты по инерции назывались
МЛЕЧНЫМ ПУТЁМ, но искали более лаконичное и броское название. Крустер:
"У меня было несколько вариантов названия: "Бедлам", "Бардак", "Таран" и
тому подобное". И тут Грановский кстати вспомнил о свей школьной группе.
Так осенью 1980 возникло СМЕЩЕНИЕ второго созыва.

Сделать первые шаги на сцену им помог старый знакомый Грановского Костя
Межибовский: он же познакомил её с
РОССИЯНАМИ, через которых они, как ни
странно, вышли на московский
ЦЕНТР, лидер которого Вася
Шумов предложил
новым знакомым разделить базу в трамвайном депо на Таганке, неподалёку от
Птичьего рынка. Там же в ноябре 1980 они и дали совместно первый концерт.
Он имел успех, и слухи о СМЕЩЕНИИ волнами пошли по Москве, а Алесю не
без оснований сразу прозвали "русской Дженис Джоплин".
На тот момент репертуар группы состоял из десяти-пятнадцати песен, часть
которых Крустер сочинил ещё в
МЛЕЧНОМ ПУТИ ("Жадный трактор", "Рикошет",
"Дорога в Рай"), иногда с помощью Юрия Камышникова, который стал одним из
первых поклонников СМЕЩЕНИЯ и помогал ему создать эффектный сценический
имидж. Пара текстов ("Вторая смерть", "Голодная чума") досталась им от
барабанщика
МЛЕЧНОГО ПУТИ Сергея Жарикова, позже собравшего
знаменитое
ДК.
В сезоне 1980-1981 в атмосфере всё возраставшего интереса к нему СМЕЩЕНИЕ
дало ещё несколько концертов: первые два прошли в посёлках Ивантеевка и
Загорянка - шикарный аппарат Муслима Магомаева, которым распоряжался его
звукооператор Володя Ширкин, с его разрешения выставил Костя Межибовский.
Там же кто-то из публики от избытка чувств швырнул на сцену бутылку,
серьёзно повредив голову барабанщику. Решать вопросы с администрацией им
помогал Артур Гильдебрандт.
К выступлению в кинотеатре "Патриот" - в первом отделении публике был
предложен фильм о птеродактилях и динозаврах, а во втором - СМЕЩЕНИЕ и
Алексей
Романов из
ВОСКРЕСЕНИЯ, певица внезапно зазвездила и пропала, так
что у микрофона снова появился знавший программу Бордзиловский. Весной
группа - вновь с
Троянской у микрофона - дала ещё пару концертов, а в мае
выбралась на единственные в своей недолгой истории гастроли, на фестиваль
"Opus 81" в Вильнюс. Питер там представляли
РОССИЯНЕ, а Москву СМЕЩЕНИЕ,
РЕДКАЯ ПТИЦА и
МОЗАИКА.
Потом были концерт в Доме архитектора, выступление для друзей в одном из
столичных ресторанов, а летом музыканты разъехались кто куда, хотя актив
отправился в Анапу играть на танцах в пионерском лагере от Мурманского
морского пароходства. Группа в связи с этим приостановила деятельность.
Осенью музыканты собрались, имея целью перейти на следующую ступеньку,
но образ жизни вокалистки вызывал у остальных определённые сомнения, так
что на оказавшемся последним концерте СМЕЩЕНИЯ в клубе где-то в районе
Преображенской, пели и Алеся, и некий Володя из группы, работавшей в ДК
им. Горбунова. Следующее выступление, неподалёку от Курского воказала,
было пресечено силами милиции, что в сентябре 1981 поставило в истории
СМЕЩЕНИЯ неожиданную точку.
Два месяца спустя его пригласили на работу в Петрозаводскую филармонию.
Сомневаясь в том, что их певица сможет выдержать регулярную ежедневную
работу, Крустер и Грановский вновь пригласили Бордзиловского, в ноябре
отправились в Карелию и устроились на новое место, где им дали имя
РУЛА -
в честь популярной в 60-х песни с местными мотивами.
Грановский отработал с
РУЛОЙ два года. В начале 1983 он вернулся домой,
сходу влился в
АЛЬФУ, отметился на её второй альбоме, после чего получил
приглашение от ВИА
ПОЮЩИЕ СЕРДЦА, на базе которого, как раз, формировался
состав будущей
АРИИ. С
АРИЕЙ музыкант пережил первый звёздный период. Его
перу принадлежал почти весь материал на альбоме "Мания величия" (1985) и
половина "С кем ты?" (1985). Он играл серьёзную роль в аранжировках, был
сопродюсером обоих, блеснул на "Рок-Панораме 86", но в конце того же
года ушёл и с другими коллегами по
АРИИ собрал
МАСТЕР.
Бордзиловский и Шелудченко на профсцене не задержались. Первый пропал из
виду, а второй позже барабанил в цыганском ансамбле, а потом работал на
станции техобслуживания в Балашихе Московской области. Лебедев, напротив,
в Карелии прижился, какое-то время работал звукооператором, в конце 80-х
стал директором Петрозаводской филармонии, а в середине 90-х вернулся на
рок-сцену столицы и воссоединился с Грановским в рядах
МАСТЕРА. Амиридис
в середине 80-х недолго работал с
СВ.
Переменная звезда СМЕЩЕНИЯ, Алеся
Троянская после его распада от музыки
на время отошла. Позже она пыталась работать с основателем и гитаристом
АЛИСЫ Андреем Шаталиным, с конца 80-х годов тяжело болела, в 1994, когда
болезнь на время отступила, собрала новую группу, дала пару концертов в
клубе "Sexton FOZD", записывала свой материал, часть которого вышла на
сплит-альбоме с Андреем "Свином" Пановым
(АВТОМАТИЧЕСКИЕ УДОВЛЕТВОРИТЕЛИ)
и кассете, но в июле 1995 ушла из жизни.
Само СМЕЩЕНИЕ записаться и не успело, но с развитием Интернета в XXI веке
в архивах нашлись записи нескольких его выступлений, которые оцифрованы и
могут дать примерное представление о том, что она из себя представляла.
Андрей Бурлака