УРФИН ДЖЮС

В первой половине 80-х свердловский УРФИН ДЖЮС во главе которого стоял
разносторонне образованный музыкант, композитор, аранжировщик, а позднее
звукорежиссёр и продюсер Александр
Пантыкин, несомненно, был одной из
наиболее влиятельных групп страны: каждую их новую работу публика ждала
с нетерпением, а по выходе скрупулезно обсуждала; каждый новый шаг в её
музыкальной эволюции становился знаком принципиально нового этапа, а
творчество в-целом не только предопределило развитие уральского рока, но
и повлияло на музыку всей страны.
УРФИН ДЖЮС появился на свет в декабре 1980. Основатель группы, Александр
Пантыкин (р.12.01.58 в Свердловске), дебютировал на сцене ещё в 1973 как
пианист и певец школьной группы
СЛЕПОЙ МУЗЫКАНТ, которая два года спустя,
с поступлением части её музыкантов в Свердловский архитектурный институт,
трансформировалась в литературно-музыкальную Студию САИ. Они поставили
спектакль на стихи Эдуардаса Межелайтиса и получили приз на студенческом
фестивале в Риге, однако, ещё через год, когда помыслами
Пантыкина и его
коллег, бас-гитариста Игоря Скрипкаря и барабанщика Ивана Савицкого, уже
овладели идеи синтеза рока и академической музыки, поэтичесая фракция
Студии отпочковалась в фолк-рок группу
КАТАЛОГ, а оставшиеся трое, взяв
новое название СОНАНС и расширив состав, добились впечатляющего успеха
на рок-фестивале в подмосковной Черноголовке (1978).
В дальнейшем взгляды Скрипкаря и
Пантыкина на музыку начали всё больше и
больше расходиться. Как результат, в декабре 1980 последний, прихватив
с собой Савицкого, ушёл и вскоре вывел на дорогу собственное пауэр-рок
трио УРФИН ДЖЮС:
Пантыкин, бас, клавишные, вокал, Юрий "Ринк" Богатиков,
гитара, и Иван Савицкий, барабаны. Богатиков до этого играл в различных
профессиональных группах Свердловской и Тюменской областей. (Оставшаяся
часть СОНАНСА вскоре превратилась в
ТРЕК и стала главным творческим
соперником УРФИНА ДЖЮСА на местной музыкальной сцене.)
После трёхмесячных репетиций, в процессе которых Савицкого за барабанами
сменил Александр Плясунов, до этого игравший вместе с Ринком в различных
филармонических составах, УРФИН ДЖЮС дебютировал 1 апреля 1981 в большом
зале Политехнического Института и дал пищу для разговоров на следующие
три месяца. Почти сразу в УРФИНЕ ДЖЮСЕ появился собственный текстовик -
отставной диск-жокей и самобытный поэт Илья
Кормильцев (р.26.09.59).
К июлю 1981, когда в Свердловске состоялся Рок-фестиваль, организованный
студклубом Архитектурного Института, УРФИН ДЖЮС уже заслужил репутацию
лучшей группы города, что и подтвердил вручённый им жюри приз. Однако, к
этому времени
Пантыкин уже решил, что в своём тогдашнем виде УРФИН ДЖЮС
не отвечает его художественным задачам и, завершив на местной телестудии
запись его дебютного альбома "Путешествие", он без колебаний распустил
группу. Ринк-Богатиков позднее играл в
КУНСТКАМЕРЕ,
АПРЕЛЬСКОМ МАРШЕ и
биг-бэнде Владимира Чекасина; Плясунов - в группах
ВСТРЕЧНОЕ ДВИЖЕНИЕ,
ПРОЛОГ и
САМА ПО СЕБЕ.
Впрочем, всего пару месяцев спустя на сцену вышел УРФИН ДЖЮС второго
созыва: места в нем заняли гитарист Игорь "Егор" Белкин (р.15.04.62 в
Верхней Пышме Свердловской обл.) из также отмеченной на фестивале группы
Р-КЛУБ и барабанщик Владимир "Зяма" Назимов (р.29.11.62 в дер. Калиновка
Свердловской обл.) из
БУМЕРАНГА.
В конце лета группа начала репетировать новую программу, которая была в
первый раз представлена на сцене в первых числах октября. 20-22 ноября
обновлённый УРФИН ДЖЮС принял боевое крещение на фестивале студенческой
песни "АзИСИ-81", где был удостоен диплома третьей степени. (В фестивале,
кстати, участвовала и харьковская группа
ХРОНОС, позднее превратившаяся
в РАЗНЫХ ЛЮДЕЙ.)
С декабря 1981 по март 1982 УРФИН ДЖЮС усиленно репетировал материал для
сразу двух новых альбомов - в конечном счете, они были записаны на
многоканальной студии свердловского ТВ, объединены под одной обложкой и
увидели свет в мае 1982 под названием "15" (или "Пятнадчик"). К этому
времени послужной список УРФИНА ДЖЮСА украсило участие в фестивале "Opus
82" (апрель) в Вильнюсе (где также выступали питерские
РОССИЯНЕ). Они
были приглашены участвовать в гала-концерте, получили приз за наиболее
актуальный музыкальный стиль, а Белкин был отмечен как лучший гитарист.
В этот период УРФИН ДЖЮС вступил в свою наиболее продуктивную фазу, а его
стиль приобрёл законченность: в основе его лежал жесткий, математически
выверенный хард-рок, трансформированный влияниями барокко, неоромантизма
и достижениями академического авангарда. Тем не менее, своей следующей
программе группа дала название "Жизнь в стиле Heavy Metal" - популярное
жанровое определение здесь относилось, не столько, к исполнительской
манере музыкантов, сколько к суровым жизненным обстоятельствам.
Период 1983-1984 стал для УРФИНА ДЖЮСА, как и для всего отечественного
рока, временем отчаянной борьбы за живучесть. Им стало не только негде
выступать, но и невозможно репетировать. В комсомольской прессе началась
кампания против рока, и приметная группа стала одной из её излюбленных
мишеней. В попытке выжить, УРФИН ДЖЮС на время объединился с
ТРЕКОМ,
создав совместную программу "Некоторые вопросы, волнующие нас", которую
музыканты безуспешно пытались легализовать на официальном уровне.
В феврале 1984 группа дала концерт на фестивале в Волгограде, что только
усугубило ситуацию. Лишённый возможности играть концерты и репетировать,
УРФИН ДЖЮС весь год пытался записать альбом "Жизнь в стиле Heavy Metal"
(чем, собственно, и было навеяно название программы), а осенью, вместе с
вынужденным экстренно покинуть Уфу лидером
DDT Юрием Шевчуком, некоторое
время играла на танцах под именем ГЛОБУС.
Немного позже УРФИН ДЖЮС дал четыре концерта в Молодёжном центре Казани,
в результате чего был официально распущен приказом городского управления
культуры. Разумеется, никогда и ни при чём официально не существовавший
УРФИН ДЖЮС этот приказ игнорировал, но был принуждён окончательно уйти в
подполье.
В октябре 1984 "Жизнь в стиле Heavy Metal" после длительных проволочек и
переделок, наконец, увидела свет. Она была записана в Каменск-Уральском,
в ста километрах от Свердловска, в условиях полной конспирации. Альбом
отличала даже большая, чем прежде, сдержанность исполнения и некоторая
академичность звучания, что стало косвенным признаком творческого кризиса.
Посетивший к тому времени очередной Фестиваль Ленинградского Рок-клуба
Пантыкин уловил смену умонастроений публики и начал постепенно охладевать
к собственному детищу. В этот период он всё чаще сотрудничал с другими
местными музыкантами - рамки УРФИНА ДЖЮСА стали ему тесны, и к лету 1985
группа, фактически, прекратила существование.
Выступление заново собранного УРФИНА ДЖЮСА на I Фестивале новорожденного
Свердловского Рок-клуба 20 июня 1986 (в этот период с ним репетировали
бас-гитарист Вадим Шавкунов (позже
НАСТЯ) и саксофонист
NAUTILUS Алексей
Могилевский) было прохладно встречено публикой, восторженно принимавшей
новых героев сцены, NAUTILUS POMPILIUS,
ЧАЙФ и
НАСТЮ, и группа незаметно
распалась к весне следующего года.
Белкин записал соло-альбом "Около радио" (1986), на котором в последний
раз присутствовал весь УРФИН ДЖЮС, проехал по стране в составе сводного
оркестра Свердловского Рок-клуба
(NAUTILUS POMPILIUS,
ЧАЙФ и
Группа Егора БЕЛКИНА); а позднее стал продюсером и гитаристом
группы НАСТЯ, в
которой играли и Назимов, и Шавкунов. Позднее он также играл в
NAUTILUS POMPILIUS (в два захода), работал на
Студии NP и окончательно вернулся
на сцену с Настей Полевой.
Послужной список Назимова включает
НАСТЮ,
ЧАЙФ,
NAUTILUS POMPILIUS,
Студию NP,
АССОЦИАЦИЮ
и т.д., хотя к середине 90-х он на время покинул музыку.
Пантыкин, помимо работы с Белкиным и
НАСТЕЙ, долгое время репетировал с
чуть ли не ежедневно менявшим состав и название собственным бэндом, снова
воссоединился со Скрипкарём в
КАБИНЕТЕ, однако, снова ушёл, писал музыку
к спектаклям и кино, собрал новую группу (одно время она даже выступала
как УРФИН ДЖЮС и записала альбом "5 минут неба", хотя другие участники
классического УРФИН ДЖЮСА его аутентичность не признали), много работал в
студии или на сцене едва ли не со всеми местными группами - одним словом,
оставался ключевой фигурой местной рок-сцены.
С 1986 участники группы встретились на сцене лишь раз - в 1992, на одном
из концертов НАСТИ. В 1994 все записи УРФИНА ДЖЮСА были ремастированы и
переизданы на компакт-дисках компанией Simaz.

Весной 2001
Пантыкин, который в свободное время играл с Назимовым в своей
новой группе ПОЕЗД КУДА-НИБУДЬ, получил приглашение на гастроли в Штаты с
УРФИНОМ ДЖЮСОМ. Встретившись с Белкиным и восстановив за два дня репетиций
на питерской Студии DDT свой репертуар пятнадцатилетней давности, они в
июле 2001 - вместе с НАСТЕЙ - совершили короткое американское турне, дав
концерты в пяти американских городах.
Андрей Бурлака