 |
5 ноября 2002 - Даже если ЭТО запретили…
Весь октябрь Питер (и не только он) с нескрываемым любопытством ожидал московской стадионной премьеры группы ЛЕНИНГРАД, которая ожидалась 3 сентября на стадионе «Лужники».
Сомнений в том, что Шнур и его команда сделают Москву, не было ни у кого – за последние полтора года песни ЛЕНИНГРАДА и его дочерних проектов так глубоко укоренились в повседневной жизни столицы, а фигура самого Сергея Шнурова столь органично вошла в число светских ньюсмейкеров, что будь в нашей стране реальные, а не высосанные из пальца чарты и списки популярности, Шнур без труда опередил бы в них малохольную московскую богему, пугачёво-киркоровский сброд и одноразовых как презервативы певцов и певичек кабацкого разлива. Самым симптоматичным в этой ситуации было то, что Питер – в лице Шнура – переиграл Москву на её собственном поле, в, можно сказать, вотчине. Вспомним, в 80-е, когда питерские герои рок-н-ролла вставали на котурны, призывая к объединению и освобождению, или изъяснялись красиво и туманно, будто Дельфийский Оракул, Москва пыталась противопоставить им выводок разных по степени дарования и уровню культуру исполнителей, основным инстинктом которых была эксплуатация маргинальных культурных идиом – от реалий быта городского дна и скабрезных анекдотов до ёрнического пародирования советских реалий и откровенной ненормативной лексики. Молодые и честолюбивые московские рок-журналисты, в то время объединявшиеся вокруг легендарного журнала «Урлайт», тут же причислили эту форму творчества к низовому фольклору и смеховой культуре, апеллируя при этом к трудам Бахтина и Афанасьева. Конечно, трудно представить, как коррелируют «Заветные сказки» Афанасьева и «Золотой Диск» МУХОМОРОВ, не говоря уже о творчестве ДК, МАНГО-МАНГО, ВОЛОСАТОГО СТЕКЛА и т.д. Впрочем, любая точка зрения имеет место быть. Сейчас речь о другом. Безусловно, феномен ЛЕНИНГРАДА был с самого начала точно просчитан Шнуровым и занял именно ту культурную нишу, которую традиционно занимали москвичи. При этом ЛЕНИНГРАД не то, чтобы отменил факт существования таких, безусловно, ярких исполнителей как Гарик Сукачёв или Александр Лаэртский – он просто показал, как ЭТО делается на самом деле. Согласно официальной позиции властей Москвы, концерт ЛЕНИНГРАДА отменён по этическим соображениям – но почему, в таком случае, на московских телеканалах цветёт и пахнет вульгарная пиранья пера, непрерывно сквернословящий Отар Кушанашвили, отчего не репрессирован вышедший на «Н***ствии» в чём мать родила гитарист Дельфина, как с этим образцом нравственности согласуется существование в Москве полудюжины так называемых русских шансонов, где пошлость и скабрезность давно достигли запредельных масштабов (и это примеры лишь из самого недавнего прошлого – продолжать можно до бесконечности, но об этом, как-нибудь, в другой раз)? Или столица СССР всё ещё живёт по принципу «Quod licet Jovi non licet Bovi»? К слову, на одном из летних open air шабашей в Москве (не помню точно, где) Шнур прекрасно обошёлся без ненормативной лексики: просто в нужных местах он замолкал, а публика дружно продолжала за него сама! Думается, проблема не в этике (хотя само это слово в устах российских политиков звучит особо цинично), а в уязвлённом в очередной раз столичном самолюбии. В середине 80-х мой журнал «РИО» и упомянутый выше «Урлайт» вели острую дискуссию об этике в рок-поэзии и рок-журналистике, причём, мои оппоненты истово доказывали право художника использовать любые известные ему слова, включая матерные. (Замечу мимоходом, что «РИО» так и ушёл в историю, ни разу не выругавшись – нам как-то удавалось обходиться традиционной литературной лексикой – да и сейчас я не смешиваю русский устный с русским письменным: должна же быть между ними разница?) Однако, в нынешней ситуации я целиком и полностью на стороне группы ЛЕНИНГРАД: они честно добились успеха - без участия крестных отцов московской музыкальной мафии, отеческого напутствия стареющих премьеров и навязчивого сервиса хозяев радио-эфира. Скорее, наоборот, г-н Козырев, презрев свои неоднократно демонстрируемые принципы, крутит на своей станции ЛЕНИНГРАД, чтобы поднять её рейтинг, а уже никак не наоборот. И ubiquitous Гарик Сукачёв прислоняется к ироничному Шнуру, заставляя вспомнить детских лет анекдот: «А кто нас с Васей побьёт?» Не нервничайте, господа, вас и так побили на всех направлениях. А что до позорного запрета, так на это можно ответить разве что парафразом известных строк Макаревича: «И никто не верит в то, что на свете мата нет. Даже если ЭТО запретили».
Андрей Бурлака
|
 |