ГЕНЕРАЛ-БАС
Герои романтической эпохи начала 70-х, действительные члены легендарной
Поп-федерации и участники подпольных сэйшенов с популярными польскими
группами, участники ГЕНЕРАЛ-БАСА пытались по мере своих сил перенести на
питерскую почву мелодизм и хрупкое изящество песен PROCOL HARUM, изумляя
публику загадочным для непосвящённых названием, а поначалу и необычным
по меркам тех лет составом.
Основатель группы, Валентин Шнейдерман (р.2.05.49 в Ленинграде), начинал
в 1965 в школьной группе
ПИЛИГРИМЫ, которая просуществовала до его ухода
в армию осенью 1968. По возвращении из её рядов в мае 1969 он попробовал
возродить группу, но бывших
ПИЛИГРИМОВ уже разбросало по жизни, а новая
её версия, в которой играли музыканты из
КАРАВЕЛЛЫ, репетировала в клубе
"Дружба" на Римского-Корсакова, раз в неделю выступая там на танцах, но
так и не сумела утрясти состав.
Так продолжалось до осени 1970, когда в "Дружбу" заглянул экс-клавишник
ПИЛИГРИМОВ (а потом
ВЕСТНИКОВ и
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОГО ОРКЕСТРА из
ДК "Мир") Валерий Вдовин, всегда следивший за новостями музыкальной жизни
Запада и разделявший увлечение Шнейдермана PROCOL HARUM, в музыке которых
доминировали клавишные, а значит, пианисту было, где развернуться
и блеснуть техникой.
Он начал репетировать с новыми
ПИЛИГРИМАМИ, однако, остальные музыканты
один за другим отпали, а оставшийся дуэт взял новое имя ГЕНЕРАЛ-БАС - его
предложил учившийся в музыкальном училище Вдовин: в средневековой музыке
термин "генерал-бас" обозначал метод записи гармонии по басовому голосу,
который позволял импровизировать при изложении темы в определённых записью
рамках; так же назывались и старинные учебники гармонии; собственно, метод
генерал-баса использовали многие европейские композиторы той эпохи - от
Перголези до Баха.
"У нас не было никаких великих идей, - вспоминал Шнейдерман, - просто нам
обоим нравились песни PROCOL HARUM и мы пытались их сыграть собственными
силами". Репертуар ГЕНЕРАЛ-БАСА включал их главный хит "A Whiter Shade Of
Pale", а также "Homburg", "Conquistador" и другие номера с их альбомов.
Они также играли кое-что из поздних THE BEATLES и одними из первых
взяли в репертуар "Venus" SHOCKING BLUE.
В конце года группа нашла пристанище в подростковом клубе "Дружба", где
уже базировались гитаристы распавшихся незадолго до этого
МЕЛОМАНОВ Юрий
Кокорин и Юрий Новицкий. Всю весну ГЕНЕРАЛ-БАС репетировал и играл на
танцах в "Дружбе", вступил в Поп-федерацию, созданную Колей
Васиным и
подпольным менеджером Сергеем Артёмовым, а в июне дебютировал на втором
в серии ночных сэйшенов с польской группой SKALDOWE, который состоялся в
521-й школе на Анниковом проспекте. Открывали представление сами поляки,
а после них на сцену последовательно выходили
САНКТ-ПЕТЕРБУРГ,
АРГОНАВТЫ
и ГЕНЕРАЛ-БАС, игравший дуэтом - без баса и гитары, поскольку Новицкий к
тому времени бросил музыку, а Кокорин ушёл возрождать
МЕЛОМАНОВ!
По субботам и воскресеньям ГЕНЕРАЛ-БАС - в качестве платы за возможность
репетировать - играл в "Дружбе" на танцах, ещё несколько раз участвовал
в сэйшенах, но в середине осени Вдовин, который уже заканчивал училище и
подыскивал профессиональную работу, ушёл. В этот период он пару раз играл
с компанией приятелей (включая младшего Шнейдермана, Лёву) под шуточной
вывеской
ВИНЕГРЕТ (или
ШЕСТОЙ ИНТЕРНАЦИОНАЛ), а в начале 1972 устроился
в ресторан "Приморский", и с тех пор трудился, главным образом, в системе
общепита.
Шнейдерман пару месяцев барабанил в другой группе из "Дружбы": её коньком
был бабблгам THE LEMON PIPERS ("Green Tambourine", "Rice Is Nice"), а в
начале 1972 присоединился к
МЕЛЬНИКАМ из ЛЭТИ, куда он поступил в 1970.
МЕЛЬНИКИ играли на студенческих вечерах, а в том же мае приняли участие в
ежегодном институтском фестивале "Весна в ЛЭТИ", после чего Валентин ушёл,
решив реорганизовать ГЕНЕРАЛ-БАС.
Ещё на первых собраниях Поп-федерации Шнейдерман случайно разговорился с
гитаристом, который, как оказалось, тоже учился в ЛЭТИ, в школьные годы
был участником
ФЛАМИНГО-2, позже играл на танцах в Вырице, а в то время
как раз подумывал о том, чтобы собрать группу с приятелями по институту.
Познакомившись ближе, они решили играть вместе.
Таким образом весной 1972 сформировался второй ГЕНЕРАЛ-БАС: Шнейдерман,
барабаны, Григорий Шляхтенко (р.13.08.52 в Ленинграде), соло-гитара, и
ещё один студент ЛЭТИ Александр "Алик" Гольденберг (р. в 1952 во Львове),
бас. Иногда к этому трио присоединялся приятель Гольденберга, клавишник
Владимир Банкин: он возглавлял камерный ансамбль ЛЭТИ и играл с кем-то
ещё. В репертуар новой группы вошли как непременные для ГЕНЕРАЛ-БАСА
кавера PROCOL HARUM, так и несколько блюз-роковых номеров
CREAM.
Всё лето ГЕНЕРАЛ-БАС репетировал, а с осени начал выбираться на сэйшена.
"Мы были странной командой: она как бы была, и в то же время, её как бы
не было, - рассказывал Шнейдерман, - Аппаратура у нас тогда практически
отсутствовала, не было почти ничего, поэтому мы играли только на сэйшенах:
просто приезжали и вписывались сразу после кого-нибудь". В числе наиболее
любимых ГЕНЕРАЛ-БАСОМ площадок было кафе "Эврика" в Студгородке. Помимо
того, они играли на факультетских вечерах в ЛЭТИ и в общежитиях своего и
чужих институтов.
Параллельно они искали возможность улучшить своё техническое оснащение и
усилить инструментальную базу. Осенью 1972 в рядах ГЕНЕРАЛ-БАСА появился
второй гитарист Владимир Каменев (р.13.08.50 в Ленинграде) - он осваивал
гитару под присмотром основателя
АЛЬБАТРОСА Сергея Волошина, в середине
60-х играл в дачном посёлке на 54-м километре с будущим соло-гитаристом
ЛЕСНЫХ БРАТЬЕВ Колей Рязановым, в армии попал в танковые войска и служил
в Восточной Германии, где был участником богато экипированной армейской
рок-группы, вернувшись в Питер, недолго репетировал со
СЛОВЯНАМИ (хотя до
концертов у них не дошло) и поступил на вечерний всё в тот же ЛЭТИ, где
его и завербовали в ГЕНЕРАЛ-БАС.
Лето 1973 ГЕНЕРАЛ-БАС провёл, играя на танцах в Кирилловском, а по осени
у них возникла новая проблема: Гольденберг уехал писать диплом на родину
во Львов и в Питере появлялся от случая к случаю, поэтому, когда в начале
ноября начинающий менеджер Юрий
Байдак пригласил ГЕНЕРАЛ-БАС выступить на
мини-фестивале в столовой Политехнического института - в одной обойме с
ЗЕЛЁНЫМИ МУРАВЬЯМИ и
САШЕЙ-218 - Шнейдерману и Шляхтенко пришлось выйти
на сцену вдвоём!
Немного позже в группе появился ещё один интересный музыкант, клавишник
Евгений Хейфец - до этого он был участником
ШЕСТОГО ЧУВСТВА. В то время
ГЕНЕРАЛ-БАС достиг пика формы и пользовался неизменным успехом у публики,
где бы ни играл. Поскольку группа всегда щепетильно относилась к своему
звучанию и целенаправленно собирала качественную аппаратуру, со временем
ей удалось добиться в этом заметных успехов. Например, в ГЕНЕРАЛ-БАСЕ
появился первый в городе "Fender Telecaster", собрать деньги на покупку
которого музыкантам помогали студенты ЛЭТИ, и вторая вау-педаль (первую
привёз
ГАЛАКТИКЕ из Венгрии барабанщик Валерий
Лебедев) - её купили у югославской группы и проверяли прямо на сцене БКЗ
"Октябрьский", что само по себе было неслыханной дерзостью.
На лето 1974 ГЕНЕРАЛ-БАС отправился в Волосовский район и озвучивал танцы
в клубе совхоза "Гомонтово", в Зимитицах, Бегуницах и т.д. Вместе с тем,
внутри группы мало помалу назревали творческие разногласия: Шляхтенко
хотел играть хард-рок и буги-блюз - GRAND FUNK RAILROAD, BLACK SABBATH
и LED ZEPPELIN, а Шнейдермана, который всегда был неравнодушен к истории
и философии, привлекал концептуальный арт-рок, в т.ч. эпические полотна
PINK FLOYD, поэтому он подумывал о том, чтобы сделать нечто
масштабное и серьёзное, причём, на русском языке. Осенью он познакомился с
клавишником и гитаристом Аликом Тимошенко, который только что ушёл от
АРГОНАВТОВ и вынашивал аналогичные планы.
С приходом осени группу покинул Володя Каменев, а в ноябре-декабре 1974
ГЕНЕРАЛ-БАС незаметно распался: Шнейдерман с Тимошенко начали отбирать
музыкантов в свою будущую группу, которая к следующей весне обрела черты
реальности, получила имя
ОРНАМЕНТ и триумфально дебютировала летом 1975.
В начале 1975 Шляхтенко и его старый знакомый Володя Банкин собрали так
и не получившую названия группу, с которой до конца весны играли на
танцах в Саблино. В неё входили бас-гитарист Павел Лиховидов, клавишник
Григорий Гинзбург
(экс-MGH), певица Елена Белова и саксофонист, чьё имя
затерялось в пыли веков. Лица за барабанной установкой регулярно менялись.
Пару раз к ним в Саблино приезжал поющий скрипач Александр Лагутин: он тоже
учился в ЛЭТИ и до этого пел в
МЕЛЬНИКАХ и
ЧТО ДЕЛАТЬ? Саблинскую эпопею прикрыл
пожар в здании клуба. К счастью для музыкантов, инструменты и аппаратура
не пострадали.
Той же весной в процессе сложной комбинации по обмену аппаратуры
Шляхтенко познакомился с ресторанным барабанщиком Владимиром Киселёвым, а
через него с крупным спецом по производству самопальных усилителей и т.п.
Виктором Решетниковым
(экс-АССОРТИ). Они начали репетировать вместе и уже
вскоре объединились в группу
АПРЕЛЬ, петь в которой пригласили Лагутина.
Правда, самого Шляхтенко в конце лета забрали в армию и с рок-н-роллом он
надолго расстался, но Лагутин пел в
АПРЕЛЕ почти до самого конца.
Шнейдерман барабанил в
ОРНАМЕНТЕ до середины 80-х. Вдовин отметился в
UP & DOWN и студийной группе
МОСТ, аккомпанировал певице Ирине Понаровской, работал
в ресторанах "Баку", "Бригантина" и т.п.; он умер от сердечного приступа
в начале 90-х. Алик Гольденберг жил во Львове, и по некоторым сведениям в
конце 80-х эмигрировал на Запад. В 1989 уехал из страны и Банкин. Каменев
в 70-х работал в объединении им. Козицкого и играл со своими знакомыми по
54-му километру в ДК "Красный Октябрь", а в 90-х, как и Шляхтенко занялся
бизнесом. Судьба Жени Хейфеца неизвестна.
Андрей Бурлака