В студии Издано Видео Personalia Разное Живьем
Rock-n-Roll.ru Rock-n-Roll.ru Rock-n-Roll.ru Rock-n-Roll.ru Rock-n-Roll.ru Rock-n-Roll.ru Rock-n-Roll.ru Rock-n-Roll.ru Rock-n-Roll.ru
Rock-n-Roll.ru Rock-n-Roll.ru
Rock-n-Roll.ru
Rock-n-Roll.ru Search Rock-n-Roll.ru Rock-n-Roll.ru
О проекте РАДИО Контакты
Rock-n-Roll.ru
Rock-n-Roll.ru
Rock-n-Roll.ru
Rock-n-Roll.ru
Rock-n-Roll.ru   Архив новостей   Энциклопедия   Афиша   Шоу-Бизнес   Ссылки   Rock-n-Roll.ru
Rock-n-Roll.ru
Rock-n-Roll.ru
Rock-n-Roll.ru
Rock-n-Roll.ru
Новости
Rock-n-Roll.ru
Энциклопедия
Rock-n-Roll.ru
Rock-n-Roll.ru
Реклама
Rock-n-Roll.ru
Rock-n-Roll.ru
Реклама
Rock-n-Roll.ru
Афиша
Rock-n-Roll.ru

28 июля 2025

JFC Jazz Club
THE HOT CLUB PROJECT: Трио Максима Ершова при участии Ильи Пищенко (вокал) - jazz (19:30)
Money Honey
работает кафе
Noisy River
BOOMERANG BAND - blues (20:15)
Police Station
JAZZ CLASSIC TRIO: Зимовец, Любимов, Крюковских - jazz (20:00)
Заводные Яйца
OLD GOLD - pop rock of the 70s (20:00)
Колизей
Эдвард Радзинский - творческая встреча (19:00)
Севкабель
Фестиваль электроники "Атмосферный порт" (20:00)
Сундук
Dionis Gold - саксофон (20:30)
Театр Эстрады
Спектакль "Здрасьте, я ваша тетя!" (19:00)
Rock-n-Roll.ru
Афиша
Rock-n-Roll.ru
Rock-n-Roll.ru
Rock-n-Roll.ru

Переход:  Начальная страницаЭнциклопедияГГЕНЕРАЛ-БАС


ГЕНЕРАЛ-БАС

Герои романтической эпохи начала 70-х, действительные члены легендарной Поп-федерации и участники подпольных сэйшенов с популярными польскими группами, участники ГЕНЕРАЛ-БАСА пытались по мере своих сил перенести на питерскую почву мелодизм и хрупкое изящество песен PROCOL HARUM, изумляя публику загадочным для непосвящённых названием, а поначалу и необычным по меркам тех лет составом.

Основатель группы, Валентин Шнейдерман (р.2.05.49 в Ленинграде), начинал в 1965 в школьной группе ПИЛИГРИМЫ, которая просуществовала до его ухода в армию осенью 1968. По возвращении из её рядов в мае 1969 он попробовал возродить группу, но бывших ПИЛИГРИМОВ уже разбросало по жизни, а новая её версия, в которой играли музыканты из КАРАВЕЛЛЫ, репетировала в клубе "Дружба" на Римского-Корсакова, раз в неделю выступая там на танцах, но так и не сумела утрясти состав.

Так продолжалось до осени 1970, когда в "Дружбу" заглянул экс-клавишник ПИЛИГРИМОВ (а потом ВЕСТНИКОВ и ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОГО ОРКЕСТРА из ДК "Мир") Валерий Вдовин, всегда следивший за новостями музыкальной жизни Запада и разделявший увлечение Шнейдермана PROCOL HARUM, в музыке которых доминировали клавишные, а значит, пианисту было, где развернуться и блеснуть техникой.

Он начал репетировать с новыми ПИЛИГРИМАМИ, однако, остальные музыканты один за другим отпали, а оставшийся дуэт взял новое имя ГЕНЕРАЛ-БАС - его предложил учившийся в музыкальном училище Вдовин: в средневековой музыке термин "генерал-бас" обозначал метод записи гармонии по басовому голосу, который позволял импровизировать при изложении темы в определённых записью рамках; так же назывались и старинные учебники гармонии; собственно, метод генерал-баса использовали многие европейские композиторы той эпохи - от Перголези до Баха.

"У нас не было никаких великих идей, - вспоминал Шнейдерман, - просто нам обоим нравились песни PROCOL HARUM и мы пытались их сыграть собственными силами". Репертуар ГЕНЕРАЛ-БАСА включал их главный хит "A Whiter Shade Of Pale", а также "Homburg", "Conquistador" и другие номера с их альбомов. Они также играли кое-что из поздних THE BEATLES и одними из первых взяли в репертуар "Venus" SHOCKING BLUE.

В конце года группа нашла пристанище в подростковом клубе "Дружба", где уже базировались гитаристы распавшихся незадолго до этого МЕЛОМАНОВ Юрий Кокорин и Юрий Новицкий. Всю весну ГЕНЕРАЛ-БАС репетировал и играл на танцах в "Дружбе", вступил в Поп-федерацию, созданную Колей Васиным и подпольным менеджером Сергеем Артёмовым, а в июне дебютировал на втором в серии ночных сэйшенов с польской группой SKALDOWE, который состоялся в 521-й школе на Анниковом проспекте. Открывали представление сами поляки, а после них на сцену последовательно выходили САНКТ-ПЕТЕРБУРГ, АРГОНАВТЫ и ГЕНЕРАЛ-БАС, игравший дуэтом - без баса и гитары, поскольку Новицкий к тому времени бросил музыку, а Кокорин ушёл возрождать МЕЛОМАНОВ!

По субботам и воскресеньям ГЕНЕРАЛ-БАС - в качестве платы за возможность репетировать - играл в "Дружбе" на танцах, ещё несколько раз участвовал в сэйшенах, но в середине осени Вдовин, который уже заканчивал училище и подыскивал профессиональную работу, ушёл. В этот период он пару раз играл с компанией приятелей (включая младшего Шнейдермана, Лёву) под шуточной вывеской ВИНЕГРЕТ (или ШЕСТОЙ ИНТЕРНАЦИОНАЛ), а в начале 1972 устроился в ресторан "Приморский", и с тех пор трудился, главным образом, в системе общепита.

Шнейдерман пару месяцев барабанил в другой группе из "Дружбы": её коньком был бабблгам THE LEMON PIPERS ("Green Tambourine", "Rice Is Nice"), а в начале 1972 присоединился к МЕЛЬНИКАМ из ЛЭТИ, куда он поступил в 1970. МЕЛЬНИКИ играли на студенческих вечерах, а в том же мае приняли участие в ежегодном институтском фестивале "Весна в ЛЭТИ", после чего Валентин ушёл, решив реорганизовать ГЕНЕРАЛ-БАС.

Ещё на первых собраниях Поп-федерации Шнейдерман случайно разговорился с гитаристом, который, как оказалось, тоже учился в ЛЭТИ, в школьные годы был участником ФЛАМИНГО-2, позже играл на танцах в Вырице, а в то время как раз подумывал о том, чтобы собрать группу с приятелями по институту. Познакомившись ближе, они решили играть вместе.

Таким образом весной 1972 сформировался второй ГЕНЕРАЛ-БАС: Шнейдерман, барабаны, Григорий Шляхтенко (р.13.08.52 в Ленинграде), соло-гитара, и ещё один студент ЛЭТИ Александр "Алик" Гольденберг (р. в 1952 во Львове), бас. Иногда к этому трио присоединялся приятель Гольденберга, клавишник Владимир Банкин: он возглавлял камерный ансамбль ЛЭТИ и играл с кем-то ещё. В репертуар новой группы вошли как непременные для ГЕНЕРАЛ-БАСА кавера PROCOL HARUM, так и несколько блюз-роковых номеров CREAM.

Всё лето ГЕНЕРАЛ-БАС репетировал, а с осени начал выбираться на сэйшена. "Мы были странной командой: она как бы была, и в то же время, её как бы не было, - рассказывал Шнейдерман, - Аппаратура у нас тогда практически отсутствовала, не было почти ничего, поэтому мы играли только на сэйшенах: просто приезжали и вписывались сразу после кого-нибудь". В числе наиболее любимых ГЕНЕРАЛ-БАСОМ площадок было кафе "Эврика" в Студгородке. Помимо того, они играли на факультетских вечерах в ЛЭТИ и в общежитиях своего и чужих институтов.

Параллельно они искали возможность улучшить своё техническое оснащение и усилить инструментальную базу. Осенью 1972 в рядах ГЕНЕРАЛ-БАСА появился второй гитарист Владимир Каменев (р.13.08.50 в Ленинграде) - он осваивал гитару под присмотром основателя АЛЬБАТРОСА Сергея Волошина, в середине 60-х играл в дачном посёлке на 54-м километре с будущим соло-гитаристом ЛЕСНЫХ БРАТЬЕВ Колей Рязановым, в армии попал в танковые войска и служил в Восточной Германии, где был участником богато экипированной армейской рок-группы, вернувшись в Питер, недолго репетировал со СЛОВЯНАМИ (хотя до концертов у них не дошло) и поступил на вечерний всё в тот же ЛЭТИ, где его и завербовали в ГЕНЕРАЛ-БАС.

Лето 1973 ГЕНЕРАЛ-БАС провёл, играя на танцах в Кирилловском, а по осени у них возникла новая проблема: Гольденберг уехал писать диплом на родину во Львов и в Питере появлялся от случая к случаю, поэтому, когда в начале ноября начинающий менеджер Юрий Байдак пригласил ГЕНЕРАЛ-БАС выступить на мини-фестивале в столовой Политехнического института - в одной обойме с ЗЕЛЁНЫМИ МУРАВЬЯМИ и САШЕЙ-218 - Шнейдерману и Шляхтенко пришлось выйти на сцену вдвоём!

Немного позже в группе появился ещё один интересный музыкант, клавишник Евгений Хейфец - до этого он был участником ШЕСТОГО ЧУВСТВА. В то время ГЕНЕРАЛ-БАС достиг пика формы и пользовался неизменным успехом у публики, где бы ни играл. Поскольку группа всегда щепетильно относилась к своему звучанию и целенаправленно собирала качественную аппаратуру, со временем ей удалось добиться в этом заметных успехов. Например, в ГЕНЕРАЛ-БАСЕ появился первый в городе "Fender Telecaster", собрать деньги на покупку которого музыкантам помогали студенты ЛЭТИ, и вторая вау-педаль (первую привёз ГАЛАКТИКЕ из Венгрии барабанщик Валерий Лебедев) - её купили у югославской группы и проверяли прямо на сцене БКЗ "Октябрьский", что само по себе было неслыханной дерзостью.

На лето 1974 ГЕНЕРАЛ-БАС отправился в Волосовский район и озвучивал танцы в клубе совхоза "Гомонтово", в Зимитицах, Бегуницах и т.д. Вместе с тем, внутри группы мало помалу назревали творческие разногласия: Шляхтенко хотел играть хард-рок и буги-блюз - GRAND FUNK RAILROAD, BLACK SABBATH и LED ZEPPELIN, а Шнейдермана, который всегда был неравнодушен к истории и философии, привлекал концептуальный арт-рок, в т.ч. эпические полотна PINK FLOYD, поэтому он подумывал о том, чтобы сделать нечто масштабное и серьёзное, причём, на русском языке. Осенью он познакомился с клавишником и гитаристом Аликом Тимошенко, который только что ушёл от АРГОНАВТОВ и вынашивал аналогичные планы.

С приходом осени группу покинул Володя Каменев, а в ноябре-декабре 1974 ГЕНЕРАЛ-БАС незаметно распался: Шнейдерман с Тимошенко начали отбирать музыкантов в свою будущую группу, которая к следующей весне обрела черты реальности, получила имя ОРНАМЕНТ и триумфально дебютировала летом 1975.

В начале 1975 Шляхтенко и его старый знакомый Володя Банкин собрали так и не получившую названия группу, с которой до конца весны играли на танцах в Саблино. В неё входили бас-гитарист Павел Лиховидов, клавишник Григорий Гинзбург (экс-MGH), певица Елена Белова и саксофонист, чьё имя затерялось в пыли веков. Лица за барабанной установкой регулярно менялись. Пару раз к ним в Саблино приезжал поющий скрипач Александр Лагутин: он тоже учился в ЛЭТИ и до этого пел в МЕЛЬНИКАХ и ЧТО ДЕЛАТЬ? Саблинскую эпопею прикрыл пожар в здании клуба. К счастью для музыкантов, инструменты и аппаратура не пострадали.

Той же весной в процессе сложной комбинации по обмену аппаратуры Шляхтенко познакомился с ресторанным барабанщиком Владимиром Киселёвым, а через него с крупным спецом по производству самопальных усилителей и т.п. Виктором Решетниковым (экс-АССОРТИ). Они начали репетировать вместе и уже вскоре объединились в группу АПРЕЛЬ, петь в которой пригласили Лагутина. Правда, самого Шляхтенко в конце лета забрали в армию и с рок-н-роллом он надолго расстался, но Лагутин пел в АПРЕЛЕ почти до самого конца.

Шнейдерман барабанил в ОРНАМЕНТЕ до середины 80-х. Вдовин отметился в UP & DOWN и студийной группе МОСТ, аккомпанировал певице Ирине Понаровской, работал в ресторанах "Баку", "Бригантина" и т.п.; он умер от сердечного приступа в начале 90-х. Алик Гольденберг жил во Львове, и по некоторым сведениям в конце 80-х эмигрировал на Запад. В 1989 уехал из страны и Банкин. Каменев в 70-х работал в объединении им. Козицкого и играл со своими знакомыми по 54-му километру в ДК "Красный Октябрь", а в 90-х, как и Шляхтенко занялся бизнесом. Судьба Жени Хейфеца неизвестна.

Андрей Бурлака

Rock-n-Roll.ru
Rock-n-Roll.ru
Rock-n-Roll.ru


Подарите любимой цветы в стекле (в вакууме). Гарантия 5 лет.
Обновлены статьи Энциклопедии:

МЕЧТАТЕЛИ ВИА МЕЧТАТЕЛИ, который состоял в Ленинградской областной филармонии и был активен с конца 60-х до начала 70-х, стал примером того, как офиициальная сцена может дать работу музыкантам-любителям, с одной стороны, позволяя им применять на деле свои способности, с другой - ограничивая в том, что играть и куда двигаться.

МИФЫ Абсолютные долгожители рок-сцены Ленинграда-Петербурга, МИФЫ представляют собой своего рода феномен: начав выступать в середине 60-х, исполняя - согласно тогдашней моде - кавер-версии хитов британского бита и стандарты рок-н-ролла, они позднее заменили их материалом собственного сочинения, легко переходили из любителей в профессионалы и обратно, на пригородные танцплощадки, без потерь пережили множество волн и смен музыкальной моды, не растеряв ни своего творческого потенциала, ни аудитории, более того, не став анахронизмом; даже прекратив выступать, они никогда не объявляли, что это навсегда, и не раз подтверждали это.

ФАВОРИТЫ Группа с неслучайным названием ФАВОРИТЫ блистала на питерской поп-сцене в конце 60-х и, вне всяких сомнений, входила в число кумиров тогдашней молодёжи, увлекавшейся современной музыкой: профессиональное исполнение, сильный вокал, крепкий (хотя и не слишком оригинальный) репертуар - всё это работало на успех, и на пике своего стремительного, хотя и недолгого расцвета ФАВОРИТЫ легко заставили потесниться других звёзд тех лет.

ЮПИТЕР Одна из первых бит-групп Питера, ЮПИТЕР появился на свет осенью 1965 во дворах знаменитого Толстовского дома (на Рубинштейна, 15), где провёл своё детство его основатель Михаил Беляков.

ЦЫБИН Андрей В настоящее время страница оформляется.

ИНТЕГРАЛ ИНТЕГРАЛ - в истории нашей популярной музыки явление особое и не имеющее аналогов: начав в середине 60-х с актуального тогда джаза, он с течением времени превратился в бит, а потом и рок-группу, за долгие годы на сцене перепробовал все актуальные жанры, добившись максимального успеха с не особо известным в нашей стране кантри, пользовался бешеной популярностью, делал красочное шоу, всюду собирая многотысячные аудитории, но при этом не имел ни ярких хитов, ни легендарных альбомов.

КОЛЕСНИК Павел В творчестве питерского певца Павла Колесника хард-рок и металл довольно неожиданно, но вполне органично соседствуют с христианскими балладами, а его карьера складывалась так, что эти два течения оказались, в конечном счёте, неразрывно связаны.

Добавлены свежие картинки:
Rock-n-Roll.ru
© 2001-2014 Rock-n-Roll.ru. All rights reserved.