ГОЛУБЫЕ ТЕНИ
Группа ГОЛУБЫЕ ТЕНИ (в имени которой по тогдашней моде переплелись
темы цвета и лёгкой мистики) появилась на свет в Питере в ноябре 1968-го.
Её основатель, Евгений Кетов (р.17.06.55 в Ленинграде), в возрасте девяти
лет переехал с семьёй в Кировский район, на улицу Турбинную, и перешёл в
392-ю французскую школу, а в середине 60-х вместе со всем прогрессивным
человечеством открыл для себя музыку THE BEATLES, следствием чего и стало
желание организовать группу.
В её состав вошли одноклассники Евгений Кетов, Аркадий Бычков, Владимир
Новичков и Андрей Самойлов. Первая репетиция группы состоялась 22 ноября
1968 дома у Аркадия, которому незадолго до этого дедушка подарил на день
рождения магнитофон "Чайка-66". С его помощью в тот же вечер ГОЛУБЫЕ ТЕНИ
записали песню THE BEACH BOYS "Barbara Ann" - несмотря на то, что в 392-й
школе углублённо изучали французский, вопроса, на каком языке петь, у
начинающих музыкантов не возникало: на языке битлов.
Первое время Бычков (самый опытный, поскольку его отец служил военным
дирижёром), Кетов и Новичков играли на акустических гитарах, а Самойлов
на перкуссии, роль которой выполняла пластмассовая мыльница с мелочью.
Позднее Кетов перешёл на бас, который самостоятельно сделал из столярной
плиты, грифа от старой акустической гитары и рояльных струн. Остальные
тоже обзавелись кое-какими инструментами, и новорожденная группа начала
выступать на школьных вечерах с репертуаром из классики британского бита
и популярных советских песен, а также участвовала в районных конкурсах
самодеятельности, где главным конкурентом ГОЛУБЫХ ТЕНЕЙ был
ЭКСПРОМТ из
384-й школы.
Попутно Кетов и Бычков осваивали саксофон и кларнет в музыкальной школе
Кировского района при ДК им. Газа, где в 1970 собрали группу
JINGLE BELLS,
в которой с ними играл будущий пианист
РОССИЯН Алик Азаров. Тогда же Женя
и Аркадий поменялись инструментами: первый опять взял в руки гитару, а
второму на этом этапе был доверен бас.
Они окончили школу в июне 1972. Новичков поступил в Арктическое училище,
Кетов в Институт водного транспорта, а Бычков завалил экзаменты в ЛИИЖТ и
устроился курьером в Балтийское морское пароходство, однако, ГОЛУБЫЕ ТЕНИ
продолжали репетировать и играть в подростковом клубе где-то в Сосновой
Поляне. Когда Самойлова забрали в армию, его место занял Герман Максимов.
Между тем, после вступительных экзаменов Кетова отправили в котельную
института, где вместе с ним трудились первокурсники Сергей Пикар и Андрей
Зюзин. Пикар, сын театральной актрисы Белоцерковской, был очень музыкален,
блестяще играл на клавишных и владел прибалтийским органом "Perle". Зюзин
до института играл на гитаре в школьной группе
HEAVEN вместе с будущим
барабанщиком
ЗЕМЛЯН Пашей Третьяковым. Они тут же объединились в группу,
в которой Кетову опять досталась бас-гитара, а барабанщиком стал Михаил
"Маккена" Могильный (позднее
ОРИОН,
СТИХИЙНОЕ БЕДСТВИЕ).
Группа так и не обзавелась названием, что не мешало ей играть на вечерах
в институте, используя скудный аппарат студенческого клуба. Вершиной её
первого сезона стал новогодний вечер судомеханического факультета, когда
она выступила напару с уже знаменитым
САНКТ-ПЕТЕРБУРГОМ. Мэтры попросили
у дебютантов орган и бочку, в обмен разрешив использовать свои голосовые
колонки. Впрочем, в ЛИВТ были и свои звёзды, группа
ОПТИМУМ, в которой
играл кузен братьев Шклярских
(2001) Мирослав Ветренко, окончивший ту же
392-ю школу за два года до ГОЛУБЫХ ТЕНЕЙ.
Годом позже в ЛИВТ поступил и Аркадий Бычков, который тут же объединился
с Кетовым и его новыми коллегами. Помимо того, студентом второго курса
Женя, сменив в
ОПТИМУМЕ клавишника Сашу Силкина, играл у них на кларнете,
саксофоне и гитаре до тех пор, пока основатели группы, окончив институт,
не расстались с музыкой.
Осенью 1974 ещё один знакомый со школьных лет, Володя Козлов, пригласил
Кетова в свою группу
СОЮЗ ЛЮБИТЕЛЕЙ МУЗЫКИ РОК. "Мы заключили своего рода
джентльменское соглашение: помогать друг другу и не пересекаться по датам
выступлений. Причём, оба всегда выполняли его". Весной 1976 пути Козлова
и Кетова разошлись: в июле Женя с одной гитарой улетел в Анапу, где играл
на танцах в пионерском лагере, а по возвращении устроился в ДК Работников
Связи, где работал оркестр А.Ф. Машарского. Вместе с ним в оркестр пришёл
барабанщик Игорь
Голубев
(экс-САДКО,
ОРФЕЙ).
Отработав в ДК Связи чуть больше года Кетов, который к этому времени уже
окончил институт, ушёл, а в ноябре 1977 был призван в армию. Он служил в
училище им. Попова в Кронштадте, играл в военном оркестре на кларнете, а
потом на барабанах, в увольнениях посещал сэйшена и изредка играл сам. В
мае 1979 Женя демобилизовался.
Почти сразу его пригласили в группу, незадолго до этого организованную
студентами ЛИВТ и получившую имя
КАТАСТРОФА. Вопреки известному тезису о
влиянии имени на судьбу, она благополучно просуществовала год, исполняя
собственные песни, играла на институтских вечерах и на сэйшенах, а после
того, как двое её участников ушли в армию, превратилась в
РОК-ИЛЛЮЗИОН.
Что касается Кетова, то за полгода до этого он параллельно собрал группу
КАРАТ, с которой играл на танцах в клубе дер. Горбунки близ Стрельны.
Гитаристом
КАРАТА был коллега Евгения по ГОЛУБЫМ ТЕНЯМ Аркадий Бычков.
В 1981-1982 Кетов репетировал с
МИФАМИ, которые в очередной раз вернулись
на сцену, но до выступлений с ними дело у него так и не дошло. В 1982 он
распустил
КАРАТ, устроившись на работу в Балтийское морское пароходство,
несколько лет отработал в объединении "Невские Зори" с обломками
ЛОТОСА и
ЗЕЛЁНЫХ МУРАВЬЁВ, а впоследствии дослужился до начальника производства на
Балтийском судомеханическом заводе, посещая концерты только как слушатель.
Бычков до середины 90-х тоже трудился в "Невских Зорях". Их одноклассник
Володя Новичков работал в торговом флоте.
Андрей Бурлака