ГРАНД ЦИРК
"ГРАНД-ЦИРК лучше всего было бы назвать
БОЛЬШОЙ СЕКРЕТ, - скупо сообщал
информационный бюллетень Рок-клуба перед началом своего III Фестиваля,
на котором состоялось первое публичное выступление этой молодой питерской
группы, - если бы это название уже не было занято. И действительно, с
момента своего появления в Рок-клубе они как будто сговорились загадывать
загадки". По большому счёту, никаких загадок история ГРАНД-ЦИРКА не таит,
но биография группы развивалась настолько стремительно, что исчезнув из
поля зрения публики, она оставила больше вопросов, чем ответов.
Основателем группы был гитарист, певец и автор песен Алексей Тополов. Он
родился 28 марта 1966 в Питере и школьником отдавал предпочтение хоккею,
но после того, как на очередной день рождения отец подарил ему гитару,
бросил клюшку и с головой ушёл в новое увлечение. Три месяца он осваивал
азы классической гитары в клубе "Тачанка" (на углу Типанова и Ленсовета),
однако, быстро понял, что узнал достаточно, чтобы собрать свою группу.
В 484-й школе (там же, кстати, учился и будущий сооснователь
ФРОНТА Боря
Вильчик) Тополову выдали комплект аппаратуры "Мария", и он начал искать
подходящих музыкантов. В то время он посещал располагавшийся у него во
дворе на Алтайской, 24 районный Дом пионеров и школьников - там работал
Алексей
Матусов (один из основателей
САНКТ-ПЕТЕРБУРГА и ментор многих
молодых музыкантов). Позже Лёша признавался, что они часто спорили, ибо
Матусов уважал джаз и чистые тона, тогда как сам он по молодости
предпочитал играть с перегрузкой. Спустя какое-то время
Матусова сменил
Эдуард Симон, который организовал при ДПШ объединённый ВИА "Поиск".
Тополов, в свою очередь, собрал на базе этого ВИА свою первую группу
ОБЛАКО. В неё вошли его школьные приятели Дмитрий Панкин, гитара, Леонид
Ладыженский, бас, и Александр Васильев, барабаны. В 1981-1984 они
регулярно выступали у себя в школе и окрест и записали на магнитофон две
программы песен Тополова.
Как-то раз осенью 1984 на репетицию
ОБЛАКА в ДПШ заглянул смутно знакомый
Алексею Сергей Левашов: он только что купил самопальный Fender и жаждал
опробовать инструмент. Они немного поджемовали, после чего Тополов решил
распустить
ОБЛАКО и собрать новую группу. Левашов в ту пору находился под
большим влиянием автора песен, гитариста и певца Сергея Тимофеева и около
полугода играл в его постоянно менявшей состав группе
БУРАТИНО. Текущая
версия
БУРАТИНО и стала фундаментом группы, которая в октябре 1984 взяла
имя ГРАНД-ЦИРК и обосновалась в клубе "Маяк".
Они начали репетировать в составе: Алексей Тополов, гитара, вокал, Сергей
Левашов, гитара, вокал, Илья Овчинников, бас, скрипка, бэк-вокал, Дмитрий
Семёнов, клавишные, труба, Олег Крайдашенко, синтезатор, и Валерий Петров,
барабаны. Овчинников и Петров тоже пришли из
БУРАТИНО (последний до этого
играл в группе
ПЮПИТР), а клавишников нашли через знакомых. Крайдашенко
владел синтезатором Mini MOOG, предметом зависти многих знакомых.
Позднее репетиционной базой ГРАНД-ЦИРКА стал клуб "Юность" на Московском.
Его директриса Свобода Павловна либерально относилась к чересчур шумной,
по мнению других, самодеятельности, поэтому под её крылом всегда находили
приют молодые группы. ГРАНД-ЦИРК, в частности, делил сцену с тогда ещё не
особо
ОПАСНЫМИ СОСЕДЯМИ. Вскоре у группы появился свой звукооператор Юрий
Межерицкий.
Той же зимой в "Юности" был устроен сэйшен, на который были приглашены
ПЕПЕЛ и
БГ. Последний, правда, застрял в Москве и сыграть не смог. Позже
музыканты ГРАНД-ЦИРКА организовали ещё один концерт в ДК им. Цюрупы, где
они должны были разогревать Мастера Бо. На этот раз,
Гребенщиков приехал,
однако, администрация Дома Культуры, увидев собравшуюся толпу, запретила
мероприятие!
В начале 1985 ГРАНД-ЦИРК вступил в Рок-клуб и был сразу же приглашён на
его III Фестиваль: в этот период клуб бурно развивался, остро нуждаясь в
притоке свежей крови. По иронии судьбы, выступать ГРАНД-ЦИРКУ довелось
вечером 16 марта между
ПЕПЛОМ и
АКВАРИУМОМ. Они подготовились к дебюту
основательно: свет, костюмы, изготовленные от руки буклеты с содержанием
программы, включавшей тринадцать песен Тополова.
Возможно, именно число тринадцать сыграло в судьбе концерта роковую роль.
Как позднее вспоминал Тополов, перед выходом на сцену он порвал ремень от
гитары и попросил в долг у
БГ, в свою очередь, пообещав дать
Курёхину их
Mini MOOG. Во время выступления ГРАНД-ЦИРКА одна клавиша у синтезатора
запала и весь концерт немилосердно гудела, испортив ему всю обедню. Само
собой, когда его дали
Курёхину, у того инструмент заработал, как ни в чём
не бывало!
Весной ГРАНД-ЦИРК несколько раз выступал в "Юности", а летом колесил
по пионерским лагерям в области, хотя концертов в Питере практически
не случалось - впрочем, не у него одного: время для рок-н-ролла было не
самое располагающее. В октябре Лёша Тополов получил повестку и попал на
Балтийский флот. Некоторое время группа продолжала работать без него, но
на следующий год в армию забрали и Левашова с Овчинниковым, вследствии
чего ГРАНД-ЦИРК распался.
На службе Тополов не терял времени даром и собрал из сослуживцев группу,
с которой записал цикл свои песен, объединённых в "Фиолетовый Альбом".
В его записи участвовали бас-гитарист Михаил Смирнов (позднее
САН,
ДУХИ,
Павел
Кашин и т.д.) и барабанщик Александр Киятов (после службы работал
звукорежиссёром у Владимира Атаманенко). После армии Алексей мечтал
воссоздать ГРАНД-ЦИРК - тем более, что эту идею горячо поддерживал его
знакомый со времён ДПШ, гитарист и скрипач Женя Бергер, который собрал
группу молодых музыкантов, репетировал с ними дома, ожидая возвращения в
строй старшего товарища и даже успел дать несколько концертов под именем
ГРАНД-ЦИРК.
Правда, когда в марте 1987 Тополов, наконец, присоединился к ней, от
вывески ГРАНД-ЦИРК было решено отказаться - группа дебютировала как
МИСС АРМИТАДЖ, а ещё позже сократила название до
МИСС А. Через полгода в её
ряды опять влился Илья Овчинников.
После распада
МИСС А. Тополов на время покинул музыку, потом собрал новую
группу
БИТТЕ ДРИТТЕ, а позднее занялся звукорежиссурой. Левашов устраивал
концерты от Фрунзенского МКЦ под руководством Володи Атаманенко и Юрия
Байдака, а потом ушёл в бизнес, хотя дома иногда поигрывал на гитаре для
собственного удовольствия. Семёнов участвовал в
ДИКТАТУРЕ,
ФАНК-ПРОФИЛЕ и
МИШЕНИ, Петров - в
КСК,
ФАУНЕ,
ПЕПЛЕ,
БРАТЬЯХ ДОБРЫХ и т.д., Межерицкий
в конце 80-х занимался дискотеками, а Крайдашенко, бросив музыку, искал
себя в театре, занимался восточными единоборствами и т.п. В 2017 он ушёл
из жизни. Записи ГРАНД-ЦИРКА, судя по всему, не сохранились.
Андрей Бурлака