ГРУДА
Под неожиданным названием ГРУДА скрывается серия альбомов, записанных в
первой половине 90-х на студии питерского Театра Реального Искусства при
участии его актёров. Сам театр вырос на излёте предыдущего десятилетия из
театра-студии "Радуга", который, в свою очередь, родился в середине 70-х.
Основателем обоих был талантливый и находившийся в вечном поиске новых
выразительных средств режиссёр Эрик Горошевский.
Он родился 17 октября 1944 года в посёлке Рыбачье, близ озера Иссык-Куль
в Киргизии, где его семья оказалась в эвакуации. Переехав в Питер, легко
влился в артистическую среду, общаясь с молодыми поэтами, художниками и
музыкантами, которых не устраивали каноны соцреализма, а на рубеже 70-х
поступил на режиссёрское отделение Театрального института - в мастерскую
Георгия Товстоногова - окончив его в 1975.
Уже тогда Горошевский начал общаться с рок-музыкантами, в частности, с
АКВАРИУМОМ, который подумывал о театрализации своих выступлений, и даже
поставил по его песням своего рода капустник "Притчи графа Диффузора".
Всё это привело к рождению в 1974 театральной студии "Радуга", играли в
которой участники
АКВАРИУМА, лидер
ZA Леонид
Тихомиров и другие молодые
артисты, а музыкальное оформление обеспечивали пианист Сергей
Курёхин и
скрипач Владимир Диканский.
Поначалу театр базировался в торговом центре на пр. Космонавтов, 17, а
спектакли ставил в Доме композиторов, Доме архитекторов, а в 1974-1976 в
клубе завода им. Калинина на 9-й линии Васильевского. Именно там, кстати,
был представлен "Сид" по пьесе Пьера Корнеля, в котором Лёня
Тихомиров
исполнял песню Анри Волохонского и Алексея
Хвостенко "Над небом голубым",
позже ставшую хитом
АКВАРИУМА.
В 80-х театр Горошевского нашёл новое пристанище на пр. Чернышевского,
в мансарде здания причта Скорбященского храма, продолжая сотрудничать
со старыми коллегами и вербуя новые таланты. Он приютил изгнанный из ДК
им. Ленсовета Клуб современной музыки Алека
Кана, позже став настоящей
кузницей кадров для
ПОП-МЕХАНИКИ Сергея
Курёхина и пристанищем для всех
неформатных творческих сил города.
Следующим детищем Горошевского стал созданный им на рубеже 90-х Театр
Реального Искусства. Он располагался в той же мансарде. Звукорежиссёром
в нём в 1991 стал гитарист и автор песен Дмитрий
"Дуче" Бациев, который
до этого сотрудничал с Театром абсурда Марка Гиндина (ставившем пьесы
экс-барабанщика
АКВАРИУМА Джордж
Гуницкого), а в то время пел на улице с
UNDERGROUND.
Тогда-то на свет и родилась ГРУДА. В её состав вошли сам Бациев и актёры
ТРИ Сергей Куприянов, гитара, вокал, и Алексей Полуян, клавишные, вокал,
со своими песнями. В духе времени песни отличались бескомпромиссными и
радикальными текстами, а по музыке тяготели к минимализму, что роднило
их с панк-роком. Все трое познакомились в Театре абсурда, а Куприянов и
Полуян уже пытались записаться под именем
КАРАУЛ.
Первой работой проекта стал чисто студийный альбом "Груда" (1992). Чуть
позже
Дуче и Полуян вдвоём съездили в Германию, где выступали на улице и
в клубах, привлекли внимание местной публики и имели шумный успех, но, к
сожалению, сцена и киносъёмки не позволили продолжить концертную жизнь.
Второй работой ГРУДЫ стала "Сказка" (1992) - это на самом деле была
пересказанная песнями сказка, где фигурировали Иван-царевич, Кощей и т.д.,
но с панк-сопровождением. Дополнительные партии исполнили актёры театра
Игорь Черносов (ему же принадлежала часть текстов), Полина Петренко (в то
время жена Полуяна) и коллега
Дуче по
UNDERGROUND Виталий Андреев,
Третий альбом "Недоделанный" (1993) составили песни Полуяна и Бациева.
Записывало его то же трио плюс текущий состав группы
НАТЕ!, где играл на
басу Бациев: Андрей Сударушкин, гитара, Константин "Швейк" Григорьев,
клавишные, и Арсен "Давыдыч" Израилов, барабаны. Бэк-вокал в нескольких
номерах спел лидер
НАТЕ! Слава Задерий.
К тому времени актёры всё чаще оказывались заняты - Полуян снимался
(правда, чаще в эпизодах), а Куприянов в том же 1993 ушёл из театра на
телевидение (снимался в сериалах, занимался озвучиванием) и работал на
радио, хотя оба блеснули в культовых "Особенностях национальной охоты"
(1995), а потом возродили
КАРАУЛ - поэтому четвёртый и, как оказалось,
последний "Психиатрический альбом" (1994) ГРУДЫ составили песни одного
Бациева. В его записи участвовали Григорьев и Израилов, гитарные партии
распределили между собой Валерий "Химик" Воробьёв (тогда тоже
НАТЕ!),
Александр Покровский (случайно оказавшийся на студии гитарист-левша из
Калуги) и Артур Аксим. Часть барабанов записал Кирилл Погоничев (тогда
ВРАЩЕНИЕ ИЗ, позже
КС). Бациев, Израилов, Аксим и Григорьев параллельно
участвовали в группе последнего
Т.О.П.С.
В середине 90-х Бациев полтора года провёл в деревне, сочиняя там новые
песни, а по возвращении реорганизовал свою группу под старо-новым именем
UNDERGROUND BLUES BAND. Куприянов записал с
КАРАУЛОМ альбом, постепенно
от лицедейства перешёл к режиссуре, а в 2019 перебрался в Канаду. Полуян
сыграл-таки главную роль в драме Алексея Балабанова "Груз 200" (2007),
но потерял здоровье и покинул этот мир в январе 2010. Главный режиссёр
Театра Реального Искусства Эрик Горошевский вёл курс на театральном
факультете Балтийского института экологии, политики и права. Он умер от
инфаркта в 2009.
Альбомы ГРУДЫ никогда не издавались официально, хотя некоторые песни из
них звучали в исполнении групп
КАРАУЛ и
ДУЧЕ & НЕОФОЛК.
Андрей Бурлака