ДИЕЗ
Как известно, в музыкальной нотации диез - знак альтерации, обозначающий
повышение на полтона соседней ноты. Вероятно, этим и руководствовалась,
выбирая имя, одноименная группа, которая родилась в Питере на излёте 60-х
и, судя по всему, надеялась с помощью своей музыки сделать окружающий мир
хотя бы чуток лучше. Редкий случай, но в музыку ДИЕЗ был погружён глубже,
чем многие вокруг.
Один из его основателей, Александр "Man" Маслов, родился 5 мая 1953 в
Ленинграде и вырос в рабочем посёлке Металлострой на правом берегу Невы.
Параллельно с 348-й школой в Рыбацком он посещал музыкальную Колпинского
района (где классом старше, но у того же педагога Ивана Петровича Лызова)
осваивал баян будущий герой гитары Игорь
Романов). С четырнадцати лет
Саша, как и большинство подростков той поры, с головой ушёл в актуальный
мир поп-музыки: научился играть на гитаре, подбирал сложные аккорды,
слушал свежие альбомы и искал возможность реализовать себя.
После восьмого класса он бросил школу, год поработал, где придётся, а в
1969 поступил в Техникум целлюлозно-бумажной промышленности на факультет
производства музыкальных инструментов, где вчерашних школьников учили
собирать баяны и аккордеоны. Он базировался близ "Электросилы", на улице
Решетникова, 23.
Как ни странно, занимались там почти одни девочки. Маслов вспоминал, что
в его группе мальчиков было всего трое. Но и этого оказалось достаточно,
чтобы создать группу в составе: Александр Кавин, гитара, вокал, Александр
Маслов, бас, вокал, и Михаил Карасёв, ф-но. Саша в школе осваивал флейту,
а Миша, естественно, клавишные. Барабанщиком стал учившийся курсом старше
Евгений Лушин.
Они взяли имя ДИЕЗ и следующие полгода усиленно репетировали, чтобы не
рискуя провалиться блеснуть на весеннем балу в родном техникуме. Майский
дебют оказался успешным и группа зажила интенсивной творческой жизнью. С
осени она регулярно играла на вечерах как в своём учебном заведении, так
и везде, куда её приглашали.
Поначалу их репертуар опирался на хиты THE BEATLES, но со временем его
начали украшать другие песни (например, "Bang, Bang" дуэта SONNY & CHER),
а также кое-что интересное на русском. "В юности моим хорошим другом был
Женя Черкасов из
ПРИШЕЛЬЦЕВ, - вспоминал Маслов. - Однажды он принёс мне
бобину с записью
БЕЛЫХ СТРЕЛ. Я был очарован их песнями! Пяток из них, в
т.ч. "Слякоть" и "Травушка-муравушка" мы вскоре начали исполнять". Кроме
того, они делали "Солдата"
КОЧЕВНИКОВ, а чуть позже начали предлагать слушателям
и кое-что своё.
Летняя практика у группы была на заводе "Красный Партизан" (где собирали
аккордеоны). Естественно, они играли и там. Иногда к ним заходил живший
неподалёку первый барабанщик
ПРИШЕЛЬЦЕВ Владимир Пинцель. Лушин к тому
времени техникум окончил и играть с ДИЕЗОМ мог не всегда.
Осенью 1972 Карасёв услышал по радио, что клуб "Маяк" на Красной улице
набирает музыкантов в свой ВИА. ДИЕЗ пришёл, прослушался и был принят.
Там же его участники познакомились с Женей Богдановым, который до этого
играл в Павловском дворце с
ГОЛУБЫМИ РИТМАМИ, а в то время собирал новый
состав. Он звал их, но там надо было официально устраиваться на работу,
а студентам это не подходило, и всё развалилось, однако, Маслов иногда
играл с Богдановым на свадьбах и других халтурах.
Пару месяцев ДИЕЗ отработал в "Маяке", но пришло время писать диплом,
и участники группы взялись за ум, а репетиции прекратились сами собой. К
тому же Кавин начал строить личную жизнь, что тоже отвлекало от музыки.
В феврале 1973 Маслов, Карасёв и Кавин защитили дипломы. Техникум, как
и ДИЕЗ, остались в прошлом. Впереди были почти неизбежная армия и работа
по специальности.
Тогда же с подачи Жени Богданова Юрий Васильев, худрук ансамбля при
дворце-музее Павловска (он сменил
ГОЛУБЫЕ РИТМЫ) позвал Маслова на пост
бас-гитариста. Он отыграл там до середины мая, служить отправился на
Север, а вернувшись, снова оказался в Павловске - группа в то время уже
носила имя
ЭЛЬФЫ - и отработал с ней до начала 80-х, вернувшись к музыке
только в 2013 как участник
НЗ.
Саша Кавин попал в Новороссийск, на флот, где служил (и, конечно, играл
в группе) с будущей звездой Андреем
Косинским. Позже шоферил, занимался
вокалом, в 80-х оказался в труппе Театра "Рок-Опера", который возник на
базе рок-опер
ПОЮЩИХ ГИТАР, стал одним из ведущих солистов и удостоился
звания заслуженного артиста. Миша Карасёв занялся ремонтом инструментов,
а позднее фотоаппаратуры. Женя Лушин трагически погиб в середине 70-х.
Записи группы не сохранились.
Андрей Бурлака