ЗЕНИТ

Несмотря на столь говорящее название и время своего существования, когда
в Питере накалялись футбольные страсти, группа ЗЕНИТ не имела никакого
отношения к поклонникам бело-голубых и нашла это имя, скорее, в учебнике
астрономии. Её биография связывает два поколения питерского рока и тесно
переплетена со всей историей Рок-клуба.
Хотя ЗЕНИТ появился на свет в феврале 1984, его история началась
намного раньше. В конце 70-х в 495-й школе Московского района на
Варшавской улице существовали группы
HUMANOIDS и
ИКАР. Название
HUMANOIDS появилось чуть раньше, в 1977, когда одноклассники Александр
Беляев и Игорь "Пэт" Петров задумали создать свою группу. Оба играли на гитарах
и пели, а ритм-секцию
HUMANOIDS составили бас-гитарист Александр Савичев
и барабанщик Алексей Рацен из параллельных восьмых классов.
Годом позже образовался
ИКАР, в состав которого вошли Владимир Фёдоров,
гитара, вокал, Сергей Подоляко, бас, и Вячеслав "Ара" Архипов, барабаны.
Обе группы репетировали в Доме Пионеров и Школьников Московского района
на улице Алтайской, где их худруком и наставником стал Алексей Матусов,
выпускник института им. П. Лесгафта, бывший прыгун с шестом, а на рубеже
70-х - первый бас-гитарист
САНКТ-ПЕТЕРБУРГА. Кроме всего прочего, он был
родным дядей Лёши Рацена!
Начальный период в истории
ГУМАНОИДОВ и
ИКАРА был отмечен обычными для
всех школьных групп выступлениями на вечерах, районной самодеятельностью
и всевозможными конкурсами. К слову, обе группы - отчасти под влиянием
Матусова - сразу же начали сочинять собственные песни, ориентируясь как
на текущую музыкальную моду, так и на традиции 60-х.
Летом 1979, с окончанием школы
ГУМАНОИДЫ распались: Петров и поступивший
в Военмех Савичев влились в ряды
ИКАРА, который в то время был весьма
популярен в масштабах района, а Беляев (став студентом ЛИХТ) и Рацен (он
поступил в ЛИТЛП) вместе с дядюшкой Матусовым организовали
ЧАС ПИК. Они
репетировали в клубе Института лёгкой промышленности, искали музыкантов и
вырабатывали собственный стиль.
Год спустя
ЧАС ПИК превратился в
ОЗЕРО, а в его состав вошёл Подоляко из
распавшегося в силу естественных причин
ИКАРА. Примерно через год к ним
присоединился соученик Рацена, Игорь "Гога" Копылов. В то время он играл
на гитаре, однако, новые товарищи быстро уговорили его сменить её на бас.
На четвёртом курсе, осенью 1983 Рацен попал на концерт ещё полулегального
(т.е. не состоявшего в Рок-клубе)
СЕКРЕТА, где кто-то из школьных друзей
познакомил его со студентом филфака Университета, клавишником Михаилом
Борзыкиным.
Он был тут же завербован в
ОЗЕРО, оказался не только сильным музыкантом,
но и продуктивным автором песен, однако, музыкальная эстетика Борзыкина
резко контрастировала с несколько традиционными вкусами Матусова, поэтому
в феврале 1984, после полугода безуспешных попыток примирить "два мира,
две системы", Борзыкин, забрав Гогу Копылова, ушёл, и месяц спустя собрал
ТЕЛЕВИЗОР, куда пригласил бывших участников
ИКАРА Петрова и Архипова.
Тогда-то оставшаяся часть
ОЗЕРА и превратилась в ЗЕНИТ. В первоначальный
состав группы вошли Алексей Матусов, гитара, ф-но, вокал, Владимир Фёдоров
(экс-ИКАР), гитара, флейта, вокал, Сергей Подоляко, бас, вокал, и Алексей
Рацен, барабаны. Они обосновались в подростковом клубе на Марата, 12 и
начали репетировать программу для вступления в Рок-клуб. Подоляко быстро
отпал, а в ЗЕНИТЕ появились студенты музучилища при Консерватории Андрей
Худошин, клавишные, и Роберт
Пилякальнис, бас. Первый занимался
по классу баяна, а второй, соответственно, контрабаса. Худошин до этого
руководил группой
НЕКТАР и тоже сочинял музыку.
Пилякальнис, впрочем, в ЗЕНИТЕ не
задержался (в 90-х он добился успеха в мире джаза, исполняя буквально
всё, от авангарда до мэйнстрима), и новым бас-гитаристом группы стал Сергей
Тесюль - он работал в том же клубе, а до этого играл (вместе с Володей
Фёдоровым) в группе
МИРАЖ.
ЗЕНИТ успешно прошёл прослушивание и был приглашён открывать программу II
Фестиваля Рок-клуба 18 мая 1984 (20 мая, кстати, там же играл
ТЕЛЕВИЗОР),
где представил программу из одиннадцати песен, однако, несмотря на свои
усилия, не сумел заинтриговать фестивальную аудиторию - главной причиной
неудачи стала чрезмерная эстрадность большинства аранжировок, хотя сами
песни были не лишены интереса.
Худошин вскоре после фестиваля ушёл и собрал арт-рок трио
ВЕРСИЯ N, но
осенью в ЗЕНИТЕ появился сильный певец и гитарист Владимир Иванчин. Этот
состав группы много репетировал, но на сцену Рок-клуба уже не выходил и
в августе 1985 незаметно распался.
Тесюля тут же пригласили в
ЗООПАРК, с которым он отыграл пару лет. Позже
Сергей мелькнул в
ТИХОМ ОМУТЕ и долго работал в БКЗ "Октябрьский".
Фёдоров ушёл в ленконцертовский
ТЕЛЕСКОП, исполнял свои интересные песни
в группе
ВЕТЕР ДО ВОСТРЕБОВАНИЯ, а позднее влился в труппу Мариинского
театра. Иванчин пел эстраду в ВИА
ВЕСЁЛЫЕ ГОЛОСА, металл в
ЮЖНОМ КРЕСТЕ,
а в 1991 присоединился к
ЯБЛОКУ. Рацена в октябре 1985 Борзыкин и Беляев
позвали в
ТЕЛЕВИЗОР. Позднее он барабанил в супергруппе
ТУРЕЦКИЙ ЧАЙ, два
года был участником
АКВАРИУМА, в 1997 выпустил альбом своего студийного
поекта
МАНДРАГОРА, в 1999-2002 снова играл с
ТЕЛЕВИЗОРОМ и, наконец,
занялся студийной работой как звукорежиссёр студий "Сигнал" и "Alchemia"
и музыкант (этно-проект
ZOLOTO).
Матусов напару с Худошиным в 1985-1995 возглавлял Городское методическое
объединение руководителей школьных ВИА. Оба сохраняют верность музыке:
Матусов, в частности, с 1996 служит музруком театра "Аквариум" и написал
музыку к двадцати двум спектаклям. Он также руководит самодеятельным
хором AM BAND, для которого сочинил рок-оратории "Томление Духа" (текст
из книги Экклезиаста) и "Новое Небо" (текст из пророка Исайи).
Андрей Бурлака