Юрий ИЛЬЧЕНКО

Одарённый гитарист, певец и автор песен (не говоря о его многочисленных
талантах в иных сферах), Юрий Ильченко, вне всяких сомнений, был одной
из самых заметных фигур на питерской рок-сцене 70-х, и хотя его неровная
карьера продолжалась в последующих десятилетиях, пережив новый взлёт в
середине 2000-х, именно 70-е сделали музыканта звездой первой величины -
его песни пели не только в Питере, но и далеко за его пределами, а стиль,
исполнительская манера и творческий почерк оказали ощутимое влияние, в том
числе, и на такие видные фигуры отечественного рока как Андрей
Макаревич
и Борис
Гребенщиков.
Юрий Ильченко родился 26 апреля 1951 в Ростове-на-Дону, ребёнком вместе с
семьёй переехал в Питер, в детстве освоил аккордеон и впервые приобщился
к поп-музыке в 1967 в стенах 32-й школы на Васильевском острове, где стал
участником группы
МАКС, которую организовал гитарист и певец Константин
Флегонтов. Играли они, главным образом, THE BEATLES. Именно там Ильченко
освоил гитару. В 1968 его семья получила квартиру в Купчино, и музыкант
покинул
МАКС, продолжив осваивать рок-н-ролл на танцах и сэйшенах
в ДК им. Горького, Орджоникидзе и т.п. Окончив восемь классов, он работал
сначала на заводе, а потом рабочим сцены в Театре Кукол.
Следующим эпизодом в биографии Юры Ильченко стала группа
РАДУГА, которая
летом 1969 изредка играла на танцах в небезызвестном "Молотке", ДК "Мир"
на улице Трефолева, подменяя знаменитую
ЛИРУ. В один прекрасный июльский
вечер в "Мир" заглянул сооснователь
МИФОВ Гена Барихновский. Он приметил
дебютанта и пригласил его в пансионат "Дюны", где
МИФЫ, в свою очередь,
подменяли
НЕВСКУЮ ВОЛНУ.
Ильченко моментально сдружился с
МИФАМИ и был принят клавишником, хотя
ни электрооргана, ни ф-но у них тогда не было, поэтому первые месяцы его
членство в группе оставалось номинальным. Уже тогда он предлагал
МИФАМ
свои песни, но покуда они уступали по качеству западным хитам, которые и
составляли базис репертуара
МИФОВ, и в дело не шли. Лишь осенью 1969 Юрий
начал выступать с
МИФАМИ на сцене: он играл на клавишных или ритм-гитаре
и пел несколько номеров, включая рок-н-ролл "Long Tall Sally" и "Keep On
Running" Spencer DAVIS GROUP.
В июне 1970 Ильченко ушёл в армию, а вернувшись, обнаружил, что остальные
МИФЫ стали профессионалами и трудятся в рядах ВИА
МЕЧТАТЕЛИ. Впрочем, в
том же 1972 группа воссоединилась и начала методично отвоёвывать позиции
на питерской рок-сцене. Юрий Ильченко в то время проявил себя не только
как блестящий гитарист, но и продуктивный автор, песни которого украсили
собой новый репертуар группы.
Когда два года спустя, в начале лета 1974
МИФЫ в первый раз развалились,
Ильченко устроился в Новгородскую филармонию и следующий год колесил по
сельским клубам с бригадой эстрадных шабашников, собравшихся по принципу
"скрипка, флейта и утюг", аккомпанировал певице-народнице по фамилии
Батура и трудился в плавучем ресторане "Корюшка". Не особо удовлетворённый
новым опытом, весной 1975 он уволился из филармонии, а осенью вернулся к
МИФАМ.
В этот период Ильченко заинтересовался джаз-роком - под его влиянием в
МИФАХ вскоре появилась духовая секция, а аранжировки группы стали богаче
и изощрённее. Одной из жемчужин новой программы стала мини-опера Ильченко
"Мальчик, мальчик, или Звон монет"; неизменным успехом у публики также
пользовались "Блюз в тональности ми-мажор", ещё один блюз "Когда мне
одиноко...", ироничное кантри "Эй, послушай, парень", философская баллада
"Дождь", жёсткий блюз-рок "Убейте крысу" и т.д.
В апреле 1976
МИФЫ представили свою программу на I Всесоюзном Фестивале
Самодеятельности Трудящихся в ДК им. Газа, однако, прозвучали не лучшим
образом, что усилило разногласия в группе. Примерно в то же время на их
концерте состоялся питерский дебют неизвестной дотоле московской
МАШИНЫ ВРЕМЕНИ. Он имел необычайный успех, и пару месяцев спустя машинисты
приехали в Питер уже звёздами. Прямо после их концерта лёгкий на подъём
Ильченко уехал с
МАШИНОЙ в Москву, а
МИФЫ снова распались.
На следующие семь месяцев музыкант связал свою судьбу с
МАШИНОЙ ВРЕМЕНИ:
он поселился дома у
Макаревича, играл с группой в Москве и ездил с ней
на гастроли; несколько его песен (а также шуточный фокстрот
МИФОВ "Шок")
органично вошли в репертуар
МАШИНЫ. В начале 1977, однако, и эта эпопея
закончилась: в очередной раз приехав с
МАШИНОЙ в Питер, Ильченко решил
не возвращаться в Москву и вскоре собрал свой "маленький оркестр", не
без вызова назвав его
ВОСКРЕСЕНИЕ.
В ряды группы, которая, по замыслу её творца, должна была возрождать
традиции питерского рока 70-х, вошли бывшие
МИФЫ Геннадий Барихновский
(бас, вокал) и Юрий
Степанов (клавишные, вокал), саксофонисты Ростислав
"Ростик" Панфилов
(экс-БОЛЬШОЙ ЖЕЛЕЗНЫЙ КОЛОКОЛ) и Владимир Болуческий
(в недавнем прошлом барабанщик
АКВАРИУМА), а также барабанщик Евгений
Губерман
(экс-МАНИЯ). Иногда состав дополняли духовики-сверхсрочники из
военного оркестра.
Увы, так и не реализовав свой потенциал, из-за творческих разногласий и
общего кризиса подпольной рок-сцены летом 1977
ВОСКРЕСЕНИЕ развалилось,
хотя до конца года Ильченко предпринял несколько попыток реанимировать
группу с новыми партнёрами: так, на бас-гитаре с ним иногда играли Яков
Кохновер
(экс-ПОСТ) и Артур Ладенко, а место Губермана (позднее
АСПЗО,
СТАЯ,
АКВАРИУМ,
ЗООПАРК и т.д.) поочерёдно занимали Александр Емельянов
(экс-ГЁЗЫ) и Михаил "Маккена" Могильный (позже
ОРИОН,
СТИХИЙНОЕ БЕДСТВИЕ,
ДВЕ РАДУГИ).
В 1977 Ильченко принял деятельное участие в создании первого в стране
подпольного рок-журнала "Рокси", в котором фигурировал и как постоянный
автор, и как неизменный герой рок-н-ролльной хроники.
Иногда Ильченко выступал в школе на 6-й Советской - обычно в компании с
музыкантами
АКВАРИУМА и
СОЮЗА ЛЮБИТЕЛЕЙ МУЗЫКИ РОК, которые в то время
составляли своего рода творческий актив "Рокси". Пожалуй, одним из самых
ярких эпизодов с его участием стал новогодний сэйшен в Уткиной Заводи
(где до этого играл
СОЮЗ ЛЮБИТЕЛЕЙ МУЗЫКИ РОК). Поскольку концерт не был
согласован с администрацией клуба, он был разогнан силами милиции. Особо
никто не пострадал - разве что обломкам
СОЮЗА, уволенным из клуба за
самоуправство, пришлось сменить имя на
СТИХИЙНОЕ БЕДСТВИЕ!
В 1978 Ильченко записал в домашних условиях акустический альбом "Дождь",
возглавивший неофициальный Топ10 "Рокси" и популярный среди питерских
меломанов, включая Колю
Васина. В сентябре он устроился в Ленконцерт, но
три месяца спустя вернулся к любительскому статусу.
Когда следующей весной распалась
МАШИНА ВРЕМЕНИ, её участники Евгений
Маргулис и Сергей Кавагоэ решили снова объединиться с Ильченко, тем самым
воскресив идею
ВОСКРЕСЕНИЯ. Увы, Ильченко заболел и из проекта выпал, но
подарил название старыми приятелям.
Однако, беспокойная юрина натура не позволяла ему сидеть на месте, и в
конце 1979 он, удивив и возмутив весь рок-н-ролльный мир, устроился в
официозный ансамбль
ЗЕМЛЯНЕ (где сменил Игоря
Романова). На следующий год
Юрий промелькнул в видеоролике
ЗЕМЛЯН "Карате" в чёрных очках и с обритой
налысо головой (ходили слухи, будто знаменитая строчка из песни
МАШИНЫ ВРЕМЕНИ "Ты можешь ходить как запущенный сад, а можешь всё
наголо сбрить" адресована именно ему, хотя Андрей
Макаревич всегда утверждал, что герой
песни - образ собирательный), гастролировал с ними по стране, однако, год
спустя бросил и
ЗЕМЛЯН, став на три года участником
ИНТЕГРАЛА, одного из
героев рок-фестиваля в Тбилиси "Весенние Ритмы 80".
Тогда же Ильченко принял участие в записи первого альбома
МИФОВ "Дорога
домой" (1981) на только что открытой студии Андрея
Тропилло. В сезоне
1982-1983 в рядах Ленинградского Рок-клуба числилась загадочная "группа
М под управлением Ильченко", но на сцене она никогда не выступала. С
осени 1983 до весны 1984 Ильченко играл на танцах в парке им. Бабушкина
с группой
КОНТУР, в которой собрались сливки питерского рока: Александр
Ляпин, Александр Титов, Евгений Губерман, Михаил
Огородов и Николай
Горев, однако, большую часть 80-х музыкант посвятил всевозможным формам
частного предпринимательства: шил, делал струны и т.д.
Лишь в 1989 он нарушил молчание, записав на студии Дворца Молодёжи свой
второй альбом "Натуральный продукт", на котором с ним играл клавишник
и аранжировщик Николай
Гусев
(АРГОНАВТЫ,
СТРАННЫЕ ИГРЫ,
АВИА), а также
Михаил "Фан" Васильев из
АКВАРИУМА (перкуссия).
В следующем июне - на волне активизации советско-европейских контактов -
Ильченко собрал сессионную группу
ПОДВИГИ ГЕРАКЛА, с которой совершил
короткое турне по Западной Германии. Продолжения проект не получил, а в
ноябре 1990 Юрий дал концерт в Василеостровском Молодёжном Центре (где
через полгода открылся клуб "TaMtAm") напару с группой
WINE.
В августе 1991, после подавления путча, Ильченко неожиданно появился на
сцене вместе с
МИФАМИ во время акции "Рок против танков" на Дворцовой
площади. В первой половине 90-х он также записал два альбома на студии
радиостанции "Европа Плюс": "Концерт в студии звукозаписи "Europa Plus
Studio" (1995) и "Крутые ребята не танцуют" (1996). Второй из них был
официально издан на компакт-дисках и долгое время оставался единственным
доступным свидетельством авторского потенциала и музыкальных талантов
Ильченко.
Одним из немногих появлений Юрия Ильченко на сцене в первой половине
90-х стал акустический концерт с Владимиром Леви
(ТАМБУРИН) во Дворце
Молодёжи в марте 1995. Только в мае 1996 Ильченко собрал первую в этом
десятилетии собственную группу. В её состав вошли Игорь Клементьев
(экс-БРИЛЛИАНТЫ ОТ НЕККЕРМАНА), бас, Михаил
Огородов
(экс-РОК-ИЛЛЮЗИОН,
ФОРВАРД), клавишные, вокал, и Дмитрий Евдомаха
(БЕЛЫЕ СТРЕЛЫ,
САВОЯРЫ,
DDT,
BEATHOVEN и т.д.),
барабаны.
Начав репетировать под именем EXODUS, но узнав о существовании другой
группы с этим названием, Ильченко сменил его на
ИСХОД. Они дебютировали
11 июня 1996 в ДК "Красный Октябрь", а ещё позже стали известны просто
как группа
ИЛЬЧЕНКО. Она просуществовала около года, регулярно выступая
в клубах, однако, в июне 1997 Юрий распустил её и вскоре надолго уехал в
США - постигать суть рок-н-ролла на его исторической родине.
Его бывшие музыканты позже фигурировали в составах
BACK UP,
PLANCTONIX,
SWEET LITTLE 60s,
АТЫ-БАТЫ, а в октябре 2002 снова встретились в группе
К.О.В.В.Е.Р.-САМОЛЁТ.
Ещё до отъезда в Штаты Ильченко совершил гастрольный тур с акустическим
проектом Славы Бутусова
(экс-NAUTILUS POMPILIUS) "Овалы" (1998), а также
записал цикл песен
Макаревича к мелодраме Дмитрия Астрахана "Перекресток"
(1998).
Возвратясь из дальних странствий, где он, судя по всему, окончательно
разуверился в русском роке, Ильченко перешёл на беллетристику и в 2001
дебютировал в литературе с ироническим триллером "Терминатор-3" (который
вышел задолго до одноименного блокбастера и по изобретательности сюжета
далеко превосходит его), опубликованным под псевдонимом! Позже музыкант
издал ещё несколько литературных трудов.
Эта история нашла своё продолжение в начале 2005, когда под знамёнами
Ильченко вновь собрались и начали репетировать новую программу
Огородов,
Евдомаха и бас-гитарист Юрий Медведчиков (в то время все трое играли в
группе
К.О.В.В.Е.Р.-САМОЛЁТ). Повторный дебют
ИЛЬЧЕНКО был намечен на 19
апреля, когда в ДК им. Горького проходил концерт в честь пятидесятилетия
Майка Науменко, однако, что-то помешало группе выйти на сцену, а через
пару месяцев она снова распалась.
Осенью 2005 в лицее "Купчино" Ильченко начал репетировать с новой группой
под условным названием
ЗЕЛЁНАЯ КОМНАТА (хотя под той же маркой издаются
альбомы дяди Фёдора
Чистякова). Собрались в ней старые знакомые: Николай
Гусев, клавишные, и Андрей "Кузнечик" Алексеев
(экс-МИФЫ,
ЗЕЛЁНЫЕ МУРАВЬИ,
РОССИЯНЕ), барабаны, которого через пару месяцев сменил Евгений Губерман,
а также ранее в этой истории не всплывавший бас-гитарист Григорий Быков.
Но и этому проекту не было суждено быть реализованным.
Когда Ильченко вновь появился на сцене, это был-таки день рождения Майка
Науменко (18 апреля 2006) в клубе "Манхэттен", а в состав его группы,
получившей название
ФИНСКИЙ ЗАЛИФ, входили Владимир Савенок
(экс-РАССВЕТ,
БЕЛЫЕ СТРЕЛЫ,
SWEET LITTLE 60s), клавишные, Борис Аксёнов
(экс-РОССИЯНЕ,
СЛМР,
ЗЕМЛЯНЕ), бас, и Губерман, которого уже в мае сменил Юрий Николаев
(экс-АКВАРИУМ), а того месяц спустя, в свою очередь, Евдомаха.
В июле 2006
ФИНСКИЙ ЗАЛИФ открывал четвёртый блюзовый фестиваль "Дельта
Невы" в Юсуповском саду, а в августе был вынужден сделать паузу, когда
Савенок попал в аварию и на год оказался обречён на постельный режим. На
редких в этот период концертах его подменял Михаил
Огородов. Внеплановые
каникулы Ильченко использовал с толком, записав сразу два новых альбома,
"Абыр" и "Деньги". Оба вышли летом 2008-го.
В августе 2008 в клубе "JFC" выступила новая версия
ФИНСКОГО ЗАЛИВА: к
Ильченко, Аксёнову и Савенку присоединились барабанщик Игорь Лёвкин (он
играл в куче групп, от
ТРЕТЬЕГО РИМА до
BIG BLUES REVIVAL) и клавишник
(а по совместительству звукооператор) Валерий Михайлов.
Через три месяца на концерте в "Манхэттене"
ФИНСКИЙ ЗАЛИВ предстал в ещё
более обновлённой форме: Михайлов перешёл за пульт, вторым клавишником
стал Александр Глухов
(экс-НОЧНОЙ АББАТ,
ИЗОЛЯТОР,
СВИРЕПЫЙ ВАУЧЕР), а на
басу ушедшего в
HBB Ярослава Помогайкина Аксёнова сменил Андрей Мещеряков
(экс-KING KONGS,
ПОЛИНИ). Этим составом был записан вышедший в сентябре
2009 третий альбом группы "Дождь", включавший помимо заглавной композиции
новые прочтения хитов Ильченко "Островок" и "Когда мне одиноко". Одиссея
Юрия Ильченко продолжается.
Андрей Бурлака