КВАДРО

Джаз-рок, а уж тем более сугубо инструментальный, никогда не был жанром
массовым и общедоступным, но всё же в середине 80-х московскому квартету
КВАДРО удалось вывести его популярность на уровень выступлений в больших
концертных залах и дворцах спорта - прежде всего, благодаря безупречному
вкусу, исполнительскому мастерству, ансамблевому звучанию и творческой
фантазии.
Хотя КВАДРО родилось на свет в 1982, его основы были заложены ещё в 1975,
когда в стенах джазовой студии "Замоскворечье" встретились выпускники и
студенты музыкальных училищ Вячеслав
Горский, Виктор
Зинчук и Анатолий
Куликов, объединившиеся в группу
ХАМЕЛЕОН. Они исполняли западную музыку
в диапазоне от GRAND FUNK до JETHRO TULL и от Чика Кориа до Рика Уэйкмана
и пробовали себя в композиции.
Лидером группы был клавишник, композитор и аранжировщик Вячеслав
Горский.
Он родился 11 апреля 1953 в Харькове и окончил фортепьянные отделения
музучилища им. Гнесиных, а потом педагогического института. Осенью 1973
саксофонист Алексей
Козлов пригласил его в оригинальный состав
АРСЕНАЛА,
однако, на следующий год
Горский ушёл, чтобы продолжить учёбу. В начале
1977 он стал музыкальным руководителем ВИА
МАГИСТРАЛЬ, сопровождавшего Юрия
Антонова, откуда год спустя
Козлов всё-таки переманил его в
АРСЕНАЛ,
где на долю
Горского выпали ключевые творческие задачи.
Бас-гитарист Анатолий
Куликов пришёл в
АРСЕНАЛ осенью 1980. Вслед за ним
там оказался и Виктор
Зинчук, который, получив музыкальное образование,
играл на гитаре в джаз-оркестре Анатолия Кролла. Стоит отметить, что как и
ХАМЕЛЕОН,
АРСЕНАЛ родился и провёл годы самодеятельности в стенах того
же "Замоскворечья".
Несмотря на растущую популярность
АРСЕНАЛА, через пару лет трём сильным
музыкантам стало тесно в его рамках: копился нереализованный материал,
они хотели сами определять свою стратегию и тактику, к тому же возникали
серьёзные творческие разногласия с
Козловым. В конце концов, в октябре
1982
Горский,
Куликов и
Зинчук, к которым присоединился уроженец Питера,
барабанщик Валерий Брусиловский (он начинал, играя рок в
СОЛНЦЕ и
CASCADE STUDIO, джаз с Сергеем
Курёхиным и Анатолием
Вапировым, а в
АРСЕНАЛ попал
за полтора года до описываемых событий), покинули
Козлова, чтобы начать
жизнь с чистого листа.
Их музыкальные интересы простирались от фьюжн, фанка и соул до реггей,
новой волны и академической музыки. Основу их программы составили номера
времён
АРСЕНАЛА: "Тандем" и "Северное сияние"
Горского, "Грустная самба"
Зинчука, "Воспоминание о рок-н-ролле"
Куликова, к которым были добавлены
аранжировки пьес Чика Кориа, Пако де Лусии, Эрика Гэйла, Джона Маклафлина,
Стинга, номеров канадской группы SAGA, "Чардаш" Монти, вариации на темы
композиций Бородина и Баха.
В начале 1983 безымянная пока группа получила приглашение от Ростовской
филармонии. Не полагаясь на её возможности, музыканты за свой счёт купили
фирменные усилители, колонки, пульт, кое-какой свет и даже лазер. По пути
в Ростов, прямо в вагоне, они решили назваться КВАДРО.
Поначалу отношения с филармонией складывались трудно: группе предлагали
взять название и репертуар других артистов, гастролей не было, и только
после того, как 7 марта 1983 КВАДРО прошло прослушивание в Министерстве
культуры, где его участников помнили по
АРСЕНАЛУ, долгожданное разрешение
на сольную работу было получено.
Вскоре в послужном списке группы появился первый заметный успех: КВАДРО
получило два приза: за лучшую обработку композиции Вагифа Мустафа-Заде и
приз зрительских симпатий на фестивале памяти великого азербайджанского
джазмена в Баку в марте 1983.
Начались гастроли. В первые раз КВАДРО отправилось в поездку по городам
Юга: Грозный, Сочи, Нальчик, Минеральные Воды, Украина. Сложность музыки
группа компенсировала артистической виртуозностью и эффектным визуальным
оформлением выступлений. Несмотря на отсутствие текстов, чиновники везде
видели покушение на устои.
Горский вспоминал, что в Крыму их настойчиво
попросили "не использовать психоделические эффекты", в некоторых городах
вычёркивали ту или иную пьесу.
Тем не менее популярность группы росла, от сборных концертов они перешли
к сольным, из провинциальных домов культуры выбирались во дворцы спорта.
Знаком признания КВАДРО стало приглашение на представительный VI джазовый
фестиваль "Осенние Ритмы", который прошёл в питерском ДК им. Капранова
16-20 ноября 1983. Ленинградское телевидение сняло документальный фильм о
группе.

В мае 1984 коллега Брусиловского по
СОЛНЦУ Игорь
Романов пригласил его в
ряды филармонических
ЗЕМЛЯН. Валерия сменил опытный джазовый барабанщик
Евгений Рябой, до этого работавший с ансамблями Марка Пекарского, Андрея
Товмасяна, Владимира Коновальцева и группой
ОЛИМПИЯ. Надолго он, правда, не
задержался и в октябре вернулся к Коновальцеву.
Однако, месяцем раньше в КВАДРО произошла ещё одна знаковая для них
замена: место ушедшего в сопровождавший Валерия Леонтьева ВИА
ЭХО Виктора
Зинчука занял изобретательный и техничный гитарист Дмитpий
Четвеpгов. Он
тоже прошёл школу "Замоскворечья" и отметился на двух альбомах студийной
группы
ПРОБА 1000.

Состав сложился блестящий, но, к сожалению, недолговечный. Впрочем, и на
это раз за барабанами появился сильный музыкант, Евгений Майстpовский из
студийной группы
КИНЕМАТОГРАФ. Рябой оставался верен джазу и лишь в 2005
изменил ему с
БЕЛОРУССКИМИ ПЕСНЯРАМИ.
Несмотря на эти пертурбации, они продолжали успешно концертировать по
стране, совершенствовали аппаратуру (в этот период штат их техников вырос
до четырнадцати человек), использовали костюмы, придумывали шоу и делали
новый материал. Звучание группы утяжелилось, а стиль тяготел к арт-року и
электронному крылу фьюжн.
Итогом первых двух лет работы стал альбом "Квадро 1", вышедший в январе
1985. Весь этот год КВАДРО провело в дороге: они дали тридцать концертов
в крупнейших городах Сибири, играли в московском ЦДТ, посетили Одессу и
Кишинёв вместе
КРУИЗОМ и т.п. В 1986 группа сделала три сольных концерта
в зале "Дружба" Лужников и завершила год выходом второго альбома с таким
же безыскусным названием "Квадро 2".
В процессе работы над ним
Горский решил нарушить обет молчания, сочинив
несколько номеров с текстами и пригласив в группу певца. Его выбором стал
Анатолий
Алёшин (ранее
ВЕСЁЛЫЕ РЕБЯТА,
АРАКС,
КИНЕМАТОГРАФ и т.д.). Он
вспоминает: "Там был прекрасный совершенно состав. Мы сделали несколько
песен. Их написал
Горский. Я запомнил только одну: "Голуби, голуби летят
над мостовой". Выезжаем на первые гастроли. Песни были какие-то аморфные,
и я понял, что это не моё". В конце 1986
Алёшин ушёл из КВАДРО в группу
СТАЙЕР.
Той же осенью вместо
Куликова, который вернулся в
АРСЕНАЛ, на бас-гитаре
стал играть Сергей Николаев, уже успевший отметиться в том же
АРСЕНАЛЕ и
поп-группе
МОНИТОР. Этим составом на частной студии в Киеве был записан
третий альбом КВАДРО "Ночные мечты". (Его звукорежиссёр Владимир Лещенко
в 90-х работал на студии "Комора".) Завершила год группа выступлением на
масштабном рок-фестивале "Рок-Панорама-87" в Лужниках - по иронии случая,
на следующий день после Группы Анатолия
Алёшина. КВАДРО был вручён приз
газеты "Московский комсомолец" за яркий профессионализм.
Если в годы несвободы и полусвободы инструментальный рок (эстонцы
RADAR,
IN SPE, питерские
ДЖУНГЛИ, среднеазиатский
ГУНЕШ и немногие другие) мог
как-то выживать (концерты КВАДРО посетило более двух миллионов человек),
то с отменой запретов в области искусства его шансы начали стремительно
убывать: волны самодеятельного рока и металла арт-року не повредили, а
вот коммерсализация рынка и наступление российской попсы резко сократили
ареал существования. Стадионные солянки под непременную фонограмму не
позволяли ни адекватно прозвучать, ни показать технику или шоу. Да этого
и не требовалось.
В 1988 группа ещё выезжала на гастроли, но проводить их становилось всё
сложнее.
Четвергов параллельно работал на студии и репетировал с группой
ДЮНА (на заре своей карьеры она тоже играла джаз-рок). Николаев сочинял
материал с огладкой на глэм и софт-металл. В конце года он собрал весьма
любопытную группу
РОДМИР. Диму
Четвергова позвали в металлический
КУРАЖ.
Какое-то время КВАДРО существовало в режиме ожидания, но к началу 90-х
распалось. По иронии судьбы, именно тогда внимание на неё обратила фирма
"Мелодия": в 1989 она отпечатала в виниле альбом "Ночные мечты". В 1991
на пластинке Анатолия
Куликова "Путешествие в прошлое" вышло два номера
("Робот", "Воспоминание о рок-н-ролле") из альбома "Квадро 2".
Даже разойдясь в разные стороны, экс-музыканты КВАДРО двигались схожими
курсами: записывались на студии со всеми, кто позовёт, работали в рекламе
и на телевидении.
Зинчук и
Четвергов в 90-х сделали сольные карьеры как
гитаристы. Брусиловский долго трудился в Германии. Майстровский, записав
альбом с группой
КОМБО, эмигрировал в Израиль, где играет джаз. Николаев
выпустил два альбома с
РОДМИРОМ и тоже стал сессионером.
Душа КВАДРО, Вячеслав
Горский в союзе с поэтом Павлом Грушко сочинил две
рок-оперы ("Блуждающие звёзды" в 1991 и "Синяя борода" в 1992) и детский
мюзикл "Джангл-шоу" (1995). Он создал множество рекламных джинглей, играл
дуэтами с Алексеем
Козловым и Сергеем
Манукяном, сочинял новую музыку,
всё больше дрейфуя в сторону нео-классики, ambient и new age.
И всё-таки аура КВАДРО не исчезала, и осенью 1994
Горский решил возродить
группу. Возвращение КВАДРО к публике состоялось 10 декабря в клубе "Metro
Express" на "Бауманской", когда на сцену снова вышли Вячеслав
Горский,
Дмитрий
Четвергов и Сергей Николаев. Сюрпризом стало то, что на барабанах
играл Сергей
Манукян - знаменитый джазовый пианист окончил музучилище
именно по классу ударных и на заре карьеры барабанил в питерской группе
ПУТЕШЕСТВИЕ.
Позже
Горский собрал регулярный состав КВАДРО, в который вошли Алексей
Лебедев
(экс-СЮТКИН & Co), бас, Евгений Туляков, саксофон, и Владимир
Роздин
(экс-МОНОМАХ), барабаны. В 1995 они участвовали в телевизионной
"Программе А" и выступали в московских клубах. В 1996 несколько номеров
с ними исполнил Николай Арутюнов
(ЛИГА БЛЮЗА), гармоника и вокал.
В следующей инкарнации группы (1998) были замечены Лебедев, известный
гитарист и педагог Игорь
Бойко и бас-гитарист Евгений Шариков. Тогда же
компания Boheme Music выпустила компакт-диски с лучшими работами группы
80-х ("Ночные мечты") и новым материалом ("Las Vegas"): в его записи
участвовали
Горский, Туляков, а также Евгений Шариков (бас), Руслан
Капитонов (барабаны) и Дэйв Граут (перкуссия). Как специальный гость в
пьесе "Испанское настроение" барабанил Сергей
Манукян.

На исходе XX века сложился довольно стабильный состав группы: Александр
Гончаренко, гитара, Алексей Лебедев, бас, и Руслан Капитонов, барабаны.
Параллельно
Горский создал трио
NEW ROMANTIC JAZZ, записывался и выступал
соло, а также в дуэтах с Алексеем
Козловым, Сергеем
Манукяном, Даниилом
Крамером, Игорем
Бутманом, Аркадием Шилклопером, Олегом
Киреевым, выезжал
в Европу и США, сотрудничал с Чиком Кориа и Дидье Локвудом.
В 2009 под вывеской "Вячеслав
Горский & Quadro" был записан новый альбом
"Puertoricana", в котором кроме Лебедева играли Игорь Нор, гитара, Сергей
Овчинников, альт-саксофон, Игорь Иванушкин, контрабас, и Джон Лэйтон,
барабаны. Овчинникова на следующий год сменил Святослав Текучев. Иногда в
выступлениях нового КВАДРО участвует и Сергей Николаев.
Андрей Бурлака
Официальный сайт Вячеслава Горского можно найти по адресу:
http://www.vgorsky.ru