КОНТУР
Под вполне нейтральным названием КОНТУР несколько месяцев в начале 80-х
скрывалась настоящая супергруппа, объединившая едва ли не лучших на тот
момент рок-инструменталистов Питера с банальной целью заработать на
жизнь игрой на танцах в Парке им. Бабушкина неподалёку от станции метро
"Ломоносовская".
Художественным руководителем КОНТУРА значился виртуозный барабанщик
Евгений
Губерман. Он стартовал в середине 70-х в финальном составе
МАНИИ,
снимая партии Карла Палмера из EL&P, блеснул в нашумевшем, но эфемерном
ВОСКРЕСЕНИИ, играл джаз с ансамблем Давида Голощёкина, битлов с
ЗАРОКОМ,
новую волну и панк-рок с
АКВАРИУМОМ, на рубеже 80-х участвовал в десятке
одноразовых проектов, а в начале 1982 стал сооснователем
АВГУСТА.
В
АВГУСТЕ на тот момент состоял и бас-гитарист Александр Титов, карьера
которого началась в армейские годы, когда его сослуживцец, известный уже
гитарист Александр
Ляпин
(экс-НУ, ПОГОДИ!), позвал его заниматься ритмом
под руководством барабанщика Игоря
Голубева. Отслужив,
Ляпин и
Титов объединились с
Губерманом в трио
СТАЯ, давшее, правда, всего пару
концертов.
Потом все трое перешли на профессиональную сцену:
Ляпин в ВИА
НЕВСКИЙ АККОРД, Титов к
ЗЕМЛЯНАМ, а
Губерман во Дворец Молодёжи к Голощёкину. В
январе 1982
Ляпина позвали в
АКВАРИУМ, но в то время группа играла лишь
на сцене Рок-клуба, поэтому он параллельно преподавал гитару во дворцах
культуры и красных уголках.
Гитарист и певец Владимир Ермолин тоже отметился в
МАНИИ, а начиная с
1976 совершенствовался в исполнении битловской классики в группах
РЕМОНТ,
JET и
ЗАРОК. С осени 1982 Володя состоял в хард-роковом
ФОРВАРДЕ, однако,
летом 1983 он, как и
АВГУСТ, попал под антироковую кампанию министерства
культуры, оказавшись без работы и на грани распада.
Когда в сентябре Женя
Губерман устроился на работу в Парк им. Бабушкина,
ему пришлось спешно собирать группу, чтобы заменить уволившийся оттуда
СОЮЗ ЛЮБИТЕЛЕЙ МУЗЫКИ РОК. Его приглашение приняли
Ляпин, Титов, Ермолин
и бывшие участники студийной группы
РОК-ИЛЛЮЗИОН Михаил
Огородов, вокал,
и Николай Горев, клавишные.
Огородов начинал в группе
ВЕЧНОЕ ДВИЖЕНИЕ,
а за год до описываемых событий уже пересекался с
Ляпиным и
Губерманом в
несостоявшейся супергруппе
РОК-ФРОНТ, работавшей на танцах в Училище им.
Макарова.
Они взяли имя КОНТУР (в Рок-клубе состоял другой
КОНТУР, отношения к этой
истории не имевший), отрепетировали репертуар и вышли на работу. Какое-то
время параллельно с ними в парке работал
ВАРИАНТ. Исполнял КОНТУР смесь
блюзовых стандартов, кавер-версий хитов THE BEATLES и THE ROLLING STONES,
а также Юрия
Антонова и текущей советской эстрады. Особо стоит
отметить такие музыкальные шедевры как 15-минутное гитарное соло
Ляпина в обычно
трёхминутной "Satisfaction", или хард-роковую версию антоновского
шлягера "Это жизнь" в исполнении
Огородова. Разумеется, это не особо годилось для
танцев (особенно, учитывая то, что распорядители танцев в Бабкином Саду
ещё придерживались устаревших репертуарных сборников с па-де-патинером,
танцем конькобежцев и прочей белибердой. Тем не менее, народ охотно ходил
в Парк поглазеть на оттягивающихся в своё удовольствие звёзд.
В октябре
Губерман и Титов окончательно ушли из
АВГУСТА и стали играть
в КОНТУРЕ постоянно. Месяцем позже Ермолин ушёл-таки в
ФОРУМ (под этим
именем скрывался тот же
ФОРВАРД), но его сменил ещё один герой питерского
рока, гитарист и певец Юрий
Ильченко, вернувшийся в город после работы в
ИНТЕГРАЛЕ. Он добавил в программу свой материал.
Наконец, в начале 1984, под самый финал истории группы, в её состав на
десяток выступлений влился вокалист Теймураз Боджгуа, который до этого
вместе с Виктором Салтыковым (позднее
МАНУФАКТУРА) пел арт-рок в группе
ДЕМОКРИТОВ КОЛОДЕЦ из Железнодорожного института.
В марте 1984 группа распалась.
Губерман на полгода присоединился к
ЗООПАРКУ, после чего играл джаз в
АЛЛЕГРО, а в конце 80-х на десять лет
эмигрировал в Голландию.
Ляпин и Титов вместе играли в
АКВАРИУМЕ вплоть
до его распада в конце 80-х, хотя время от времени продолжали выступать
с группой и позже.
Ермолин сменил несколько групп, однако, в конце концов, возродил
ЗАРОК.
Огородов пел в
ФОРВАРДЕ, а в 90-х чередовал исполнение хард-рока и блюза
с этническими экзерсисами и театральной музыкой.
Ильченко, то исчезая,
то появляясь, жил жизнью блуждающей рок-звезды; в 90-х он собрал группу
своего имени, где играл и
Огородов, уехал в Штаты, а год спустя вернулся
домой и к прежнему образу жизни. Боджгуа участвовал в ХМ-группе
НОКАУТ,
имел неприятности с законом, а в начале 90-х переехал в Москву. Горев в
середине 80-х музыку покинул.
Интересно, записывал ли кто-то выступления КОНТУРА? Сегодня его записи
могли бы стать бесценным подарком как для любителей
АКВАРИУМА, так и для
всех, кому интересует история питерского рока.
Андрей Бурлака