В студии Издано Видео Personalia Разное Живьем
Rock-n-Roll.ru Rock-n-Roll.ru Rock-n-Roll.ru Rock-n-Roll.ru Rock-n-Roll.ru Rock-n-Roll.ru Rock-n-Roll.ru Rock-n-Roll.ru Rock-n-Roll.ru
Rock-n-Roll.ru Rock-n-Roll.ru
Rock-n-Roll.ru
Rock-n-Roll.ru Search Rock-n-Roll.ru Rock-n-Roll.ru
О проекте РАДИО Контакты
Rock-n-Roll.ru
Rock-n-Roll.ru
Rock-n-Roll.ru
Rock-n-Roll.ru
Rock-n-Roll.ru   Архив новостей   Энциклопедия   Афиша   Шоу-Бизнес   Ссылки   Rock-n-Roll.ru
Rock-n-Roll.ru
Rock-n-Roll.ru
Rock-n-Roll.ru
Rock-n-Roll.ru
Новости
Rock-n-Roll.ru
Энциклопедия
Rock-n-Roll.ru
Rock-n-Roll.ru
Реклама
Rock-n-Roll.ru
Rock-n-Roll.ru
Реклама
Rock-n-Roll.ru
Афиша
Rock-n-Roll.ru

22 мая 2025

Alpenhaus
Большая вечеринка "Ретро FM" в "Альпенхаусе" (18:00)
Douglas
Юсиф Юсифов. Stand-up концерт (20:00)
Fireball
Дискотека, караоке, тир, бильярд (21:00)
JFC Jazz Club
Lena Shery с программой "Lady in Blues" - blues (19:30)
Jagger
ZNAKI (20:00)
Jimi Hendrix
Blues Jam with Vitaliy Andreev & THE BLUESBRINGERS (20:00)
Money Honey
BARBULATORS (21:00)
Noisy River
ATOMIC JAM BAND - blues (20:15)
Аврора
ТОЛОКА (20:00)
БКЗ Октябрьский
Концерт "Музыка радости" (19:00)
Гнездо глухаря
Программа к Дню города "Питеру поет Питер" (19:00)
ДК им. Горького
Лофт: спектакль "Маменька" (19:00)
ДК им. Ленсовета
Мюзикл-шоу "Нотр-Дам де Пари" (19:00)
Заводные Яйца
Алексей Седов - блюз (20:00)
Ионотека
программа уточняется
Камчатка
Благотворительный фестиваль "Добрый рок" (19:00)
Космонавт
Шура - 50! Большой юбилейный концерт (20:00)
Рассвет
ТИМА ИЩЕТ СВЕТ - большой сольный концерт (19:00)
Сердце
Гребенщик & ОГНИВО презентует новый альбом "Там" (19:00)
Стирка
Aftertaste! DubSpace Lion and friends - dnb, jungle (20:00)
Театр Эстрады
Экскурсии по театральному закулисью (15:00); Спектакль "Мнимый больной" (19:00)
Цоколь 2.0
Рудаков в Питере (19:00)
Rock-n-Roll.ru
Афиша
Rock-n-Roll.ru
Rock-n-Roll.ru
Rock-n-Roll.ru

Переход:  Начальная страницаЭнциклопедияООБЛАЧНЫЙ КРАЙ


Разделы:
ДИСКОГРАФИЯ |


ОБЛАЧНЫЙ КРАЙ

Облачный Край

Известность пришла к архангельскому ОБЛАЧНОМУ КРАЮ - первой и до сих пор наиболее яркой звезде на рок-сцене Русского Севера - в середине 80-х, прежде всего, благодаря серии магнитофонных альбомов, демонстрировавших как своеобразное музыкальное дарование всех участников группы, так и иронично-критический взгляд на окружающую действительность их главного автора, гитариста и певца Сергея Богаева. В то время магнитоиздат, неофициальная информационная сеть, по которой циркулировал огромный поток катушек и кассет с записями самодеятельного рок-н-ролла, охватил всю страну, создав эффективную альтернативу идеологизированным масс медиа. Не последнюю роль в этом процессе сыграли и записи ОБЛАЧНОГО КРАЯ.

Ядро группы сформировалось ещё в середине 70-х, когда будущие участники группы жили по-соседству, ходили в школу, играли в индейцев и покуда о рок-н-ролле имели самое смутное представление, а из современной музыки слышали только выступавших в Архангельске ПЕСНЯРОВ. Сам Сергей Богаев родился 22 декабря 1961 в Архангельске. "На рубеже 1974-1975, - вспоминал он позднее, - Мы стояли на распутье: детство заканчивалось, наступало отрочество, и заняться было нечем: томагавки, луки и стрелы заброшены, а впереди пустота".

На их выбор повлияли случайно услышанные у кого-то на звуковом письме битловские песни, анонимные записи вокально-инструментальных ансамблей на советской пластинке (там были BLOOD, SWEAT & TEARS и DEEP PURPLE) и подаренная Богаеву дядей акустическая гитара. Его сосед по подъезду Николай Лысковский (р.03. 02.65 в Архангельске) стал клавишником, так как был немного знаком с ф-но, а его старший брат Игорь Лысковский взялся за барабаны и стал петь, поскольку обладал звонким голосом. Поскольку в школе Богаев посещал кружок радиолюбителей, он нашёл в журнале "Радио" схему и самостоятельно спаял для Коли примитивный инструмент. Барабанами же служило всё, издававшее шум.

Поначалу не знавший музыкальной грамоты Богаев даже не настраивал гитару, подбирая аккорды интуитивно. Потом Игорь стал вокалистом, а его место за барабанами занял ещё один их сосед по подъезду Олег Рауткин (р.31.07.64 в Архангельске). Они с самого начала пытались не только исполнять в своих версиях популярные песни, но и писать что-то сами, хотя поначалу их тексты отдавали абсурдом. Так, услышав рок-оперу "Jesus Christ Superstar" и сочтя пример достаточным, Богаев сочинил свою многочастную композицию "Явление дикого персика народу" (1980). В то время он начал основательно заниматься аранжировками и совершенствовал материально-техническую базу группы, которая тогда называлась МЁРТВЫЕ УШИ.

В архивах сохранилось две их записи, оформленные в альбомы "Мёртвые Уши" и "Made in Vaneevo" (обе 1980). Окончив восемь классов, Богаев пытался поступить в мореходное училище, не прошёл по здоровью, и пошёл работать электриком на Архангельском судоремонтном заводе "Красная Кузница", где проводил дискотеки и репетировал с группой, в которую тогда входили он сам, гитара, Олег Зайцев (RAРE), бас, бэк-вокал, Андрей Варвинский (LITTLE FLOWERS), клавиши, вокал, и Олег Рауткин, барабаны. Рауткин, окончив в 1981 школу, поступил в местный педагогический институт, чтобы стать учителем физкультуры. Богаев в армии попал служить на Новую Землю, но через полгода был комиссован.

Название ОБЛАЧНЫЙ КРАЙ и узнаваемая исполнительская манера появились у группы лишь весной 1981, когда на областном конкурсе советской эстрадной песни в Новодвинске она выступила с собственным хард-роковым номером, взяв в качестве текста известное стихотворение "Его зарыли в шар земной" поэта-фронтовика Сергей Орлова, получив от партийно-комсомольского жюри резкую отповедь.

Эта запись в исполнении группы не сохранилась, но остались три песни и инструментал этого состава: "Жил человек среди простых людей" (Зайцев), "С новым годом" (Варвинский), "Тёплые песни давно уже спеты" (Богаев) и инструментал "Дыхание северной ночи" (Богаев).

В том же году ОБЛАЧНЫЙ КРАЙ, решив больше не рисковать, выступая живьём (да, собственно, и не имея подобной возможности), начал своими руками строить в ДК свою студию - она оказалось уникальной по качеству и вполне работоспособной. В 1982 Богаев, Коля Лысковский и Олег Рауткин начали записывать альбомы, моментально разлетавшиеся за пределы Архангельска. Уже первый из них, "Облачный Край I" (1982) привёл в замешательство и восторг гастролировавший там АКВАРИУМ, а его тогдашний звукорежиссёр Андрей Тропилло надолго стал поклонником группы и позднее много работал с ней. За первым опытом последовали альбомы "Облачный Край II" (1982) и "Великая гармония" (1982).

Знакомство с питерской звукозаписью заставило Богаева относиться к своим записям ещё более щепетильно: работа над следующим альбомом группы "Х-я самодеятельность" (1983) затянулась почти на год, но он стал едва ли не лучшим в этот период, а "Русская народная" стала квинтэссенцией его поэтического и музыкального языка. В этот период во всей стране началась инспирированная Министерством культуры анти-роковая кампания. Не избежал её и ОБЛАЧНЫЙ КРАЙ: агенты КБГ пытались взять с Богаева подписку, что он больше не будет сочинять песен!

Реакцией на это стал записанный в январе 1984 альбом "Вершина идиотизма", в котором Богаев определённо высказался по поводу происходившей вокруг него и группы свистопляски. В записи этих двух альбомов помимо костяка ОБЛАЧНОГО КРАЯ участвовали Константин Лапшин (тенор-саксофон, флейта) и Владимир Аброскин (барабаны) из интересной местной группы СЦЕНА.

К весне 1984 вокруг группы сгустились тучи, а сама она была погружена в пучину проблем: Коля Лысковский заканчивал школу и готовился к экзаменам, Олег Рауткин перевёлся на второй курс Харьковского института физкультуры и отправился на Украину, а Сергею Богаеву запретили использовать его же студию в ДК завода "Красная Кузница", поэтому летом он - по приглашению Тропилло - отправился в Питер, где за пару недель записал десять песен альбома "Ублюжья доля", включая ставшие классическими "Соси-посасывай", "Союз композиторов", "Ультрашизоидный порыв", "Серый кардинал", "Мракобес" и т.д. Весь инструментал Богаев записал сам, в первом из указанных выше номеров барабанил Александp Петелин (ТАМБУРИН), в остальных старый друг Богаева Евгений Губерман, когда-то приезжавший в Архангельск вместе с АКВАРИУМОМ, а большую часть вокальных партий спел Владимир Будник (СВЯТАЯ ЛУИЗА), уже помогавший КРАЮ на втором альбоме. Обложку нарисовал Алексей Булыгин из АУТОДАФЕ.

Весной следующего года Богаев побывал на III фестивале Ленинградского Рок-клуба, где познакомился с Юрием Шевчуком (DDT) и АЛИСОЙ, а летом они с Лысковским из Архангельска, а потом Рауткин из Харькова встретились на студии Тропилло, чтобы записать альбом "Стремя и люди". Барабанил на нём опять Губерман, а помощь инструментами и процессорами оказали музыканты АКВАРИУМА и СТРАННЫХ ИГР. В альбом вошли песни "Наша общая легавая", "Супер-чукча", "Нападение монстра на двупалый индивидуум", "Мать порядка", "Костя Перестукин" (она даже попала в хит-парад Александра Градского на радио) и т.д.

В 1986 ОБЛАЧНЫЙ КРАЙ под вполне прозрачным псевдонимом О'КЕЙ вступил в ряды Ленинградского Рок-клуба, однако, даже по либеральным рок-клубовским меркам тексты не привыкшего к иносказаниям и эвфемизмам своих питерских коллег Богаева оказались "непроходными", что сделало невозможным участие группы в питерских Рок-фестивалях.

Однако, всего через полгода ситуация коренным образом переменилась. В Архангельске открылся свой Рок-клуб, и ОБЛАЧНЫЙ КРАЙ стал главным гостем посвящённого этому событию и состоявшегося там после долгого перерыва V Фестиваля (или Первого по счёту Рок-клуба), который открылся 28 февраля 1987 в том же ДК "Красная Кузница" - по иронии судьбы, это был второй концерт группы за всю её пятилетнюю историю! На сцене неизменную троицу дополнили бас-гитарист СВЯТОЙ ЛУИЗЫ Андрей Ильичёв и временно пересевший за барабаны вокалист АУТОДАФЕ Дмитрий Леонтьев.

Тем же составом ОБЛАЧНЫЙ КРАЙ нанёс свой первый легальный визит в Питер и дал два концерта вместе с теми же АУТОДАФЕ и АЛИСОЙ во Дворце Молодёжи (отсутствовавшего барабанщика на этот раз заменил Михаил Нефёдов). В РИО (N 3 за 1987) выступление оценили позитивно, но скромно: "После плотных альбомных аранжировок скупой сценический звук КРАЯ здорово разочаровал (клавишник Коля Лысковский приехал без инструмента и не играл) - прорехи в нём не могли залатать ни гитара Богаева (а он хороший гитарист), ни "слэйдовский" вокал Рауткина, ни его же специфическая манера держаться - он был босиком, в маскировочных штанах и всё время брыкался, как молодой жеребец от досаждавших оводов".

Летом группа выступила на фестивале в подмосковной Черноголовка и в самой Москве (МЭИ), а в сентябре 1987 она сорвала овации, сыграв на всесоюзном Рок-фестивале в Подольске, во время которого Богаев безуспешно пытался разбить о сцену свой служивший ему верой и правдой много лет "Урал". На басу Ильичёва к этому времени сменил Андрей "Энди" Лукин, переигравший за 80-е во многих группах, от ЗАПАСНОГО ВЫХОДА и АУТОДАФЕ до БЛЮЗ-ИНСПЕКТОРА и СЦЕНЫ, а летом 1989 появился постоянный барабанщик Юрий Кораблёв.

1989-1990 группа провела, репетируя новый материал. К этому времени Рауткин переехал жить в Харьков, что сделало их совместную деятельность весьма затруднительной. Тем не менее, в том же 1990 по приглашению не забывавшего о них Тропилло ОБЛАЧНЫЙ КРАЙ вновь собрался на Питерской Студии Грамзаписи, где автор этих слов спродюсировал, а Юрий Морозов записал их альбом "Свободы захотели?", отпечатанный "Мелодией" в виниле, а также изданный на кассетах годом позже.

22 декабря 1990, снова в ЛДМ, в пёстрой компании с группами ДВА САМОЛЁТА, НОЛЬ, РАЗНЫЕ ЛЮДИ, GODZADWA, ЧАЙФ и т.д. ОБЛАЧНЫЙ КРАЙ выступил на II Рождественском фестивале журнала "Аврора".

5 мая 1991 в питерском СКК состоялось, фактически последнее выступление ОБЛАЧНОГО КРАЯ в своём классическом составе - они исполнили несколько песен на грандиозном мемориале, устроенном в честь легендарных РОССИЯН. В середине августа с подачи Андрея Лукина, который тогда работал в Москве, группа сделала на "Петростудио" демо-запись десятка новых песен, опубликованную только после трагической гибели Лукина летом 1996 как альбом "1991" (1998). Звук там делал Игорь Патокин из группы ШИШЪ.

Середина 90-х стала эпохой очередного перелома: винил и кассеты на время ушли в прошлое, а в моду - поначалу экзотическую - начали входить CD, компакт-диски. Одна из первых ориентированных на новый формат компаний, Hobbott Proline издала в 1996 альбомы "Ублюжья доля" и "Стремя и люди".

Все 90-е группа провела в законсервированном состоянии, хотя Богаев, как и прежде продолжал сочинять новые песни и регулярно наведывался в Питер, записывая их на принадлежавшей Тропилло студии, где он одно время даже работал звукорежиссёром. В числе того, что он записывал, были, например, альбом "Мир лентяям" (1999) группы ЗАЧЕМ, "Агасфер" группы ПЕПЕЛ и многое другое.

На рубеже XXI века Тропилло создал компанию Кардмедиа, чтобы процесс от прослушивания музыки до издания её на компакт-дисках шёл непрерывно и под одной крышей, а также начал издавать всё, что было ему интересно. В это число, конечно, попал и ОБЛАЧНЫЙ КРАЙ, альбомы которого увидели свет под его лэйблом АнТроп.

Первой новой работой группы стал записанный в 1998-1999 на студии АнТроп альбом "Любовь к жизни" (1999), на котором, фактически, появился её новый состав: на басу играл Егор Задрыгин, на клавишных Иван Беспробудных, для масштабных аранжировок был привлечён Камерный оркестр Андрея Корельского (экс-гитариста АУТОДАФЕ), партии саксофонов записали Дмитрий Куликовский (экс-ВОЗДУШНЫЙ ШАР) и Максим Дюрягин (НОВАЯ ЗЕМЛЯ), а барабаны - верный Леонтьев.

Оргкомитет затеянного тогда масштабного open air фестиваля "Окна открой", в который входили автор этих строк и Андрей Тропилло, приглашали туда и ОБЛАЧНЫЙ КРАЙ, но музыканты группы были разбросаны по стране, и Богаеву не удалось собрать их вовремя. Следующий альбом "Патриот" (2003) записали Леонтьев, Дюрягин и ветеран архангельской рок-сцены Валерий Журавлёв, который барабанил всюду, от ТОРА до НЕЧТО. Тогда же вышла "MP3 коллекция" группы, объединившая десять её альбомов.

В середине 90-х внимание на группу обратил звукорежиссёр и реставратор Игорь Пленов, который приложил руки и голову к множеству архивных записей как питерского рока, так и любой другой достойной внимания музыки. Свои записи он издавал под маркой PLEN OFF + METAL M. Его сотрудничество с Богаевым началось с альбома "Live in 2007" (2004), в котором были собраны разрозненные записи. Далее свет увидели "Повреждённая реальность" (2007), "Тайны мироздания" (2007) и "Филиал рая" (2008).

В 2007 по итогам конкурса им. Юрия Морозова Сергей Богаев вошёл в десятку лучших звукорежиссёров Санкт-Петербурга и получил памятный приз. Особую страницу в истории занимают обложки альбомов группы, рисовали которые Алексей Булыгин, а потом Сергей Супалов.

Обычно немногословный Богаев, в 2007 дал обширное интервью Алексею Вишне, которое было опубликовано "Специальным Радио". В нём основатель ОБЛАЧНОГО КРАЯ подробно рассказал о некоторых аспектах истории группы. В ту пору стали популярны трибьют-альбомы: группа записала "Штык, браунинг, бомба" для трибьюта Владимиру Маяковскому, и "Некому березу заломати" к альбому "Серебро и слёзы" памяти Александра Башлачёва, а также отметилась в рок-опере "Оллипорт", героем которой стал Тропилло.

Как оказалось, последний новый альбом под маркой ОБЛАЧНОГО КРАЯ (а по факту, сольный альбом Богаева) "Ыгыатта" вышел в мае 2011 под лэйблом Manchester Files. В его записи участвовали тот же Лёша Вишня, Губерман, балалаечник Егор Антонюк (НОВАЯ ЗЕМЛЯ), флейтистка Наталья Тарасенко и скрипач Максим Жупиков (SHERWOOD), клавишник Владимир Носырев и звезда джаза, саксофонист Михаил Костюшкин. И музыка, и тексты Богаева были вполне осмысленны и не давали повода сомневаться в его потенциале. На "Арию варяжских гостей" Борис Кононов снял клип.

Увы, 2 июня 2011 основатель ОБЛАЧНОГО КРАЯ Сергей Богаев погиб при не вполне ясных обстоятельствах и был похоронен на Богословском кладбище Санкт-Петербурга рядом с другими героями питерского рока. Кроме него и Андрея Лукина с тех пор наш мир покинули Женя Губерман, звукорежиссёры группы Юрий Морозов и Андрей Тропилло. И всё же песни ОБЛАЧНОГО КРАЯ продолжают звучать, в честь Сергей Богаева устраивают концерты, на одном из которых, 29 марте 2015 в питерском клубе "Феникс" дебютировала группв ОТДЕЛЬНЫЙ КОРПУС, записываются новые версии его песен, а значит, эта история не закончилась.

Андрей Бурлака

Официальный сайт группы ОБЛАЧНЫЙ КРАЙ можно найти по адрему:
https://okrock.ru

Rock-n-Roll.ru
Rock-n-Roll.ru
Rock-n-Roll.ru


Подарите любимой цветы в стекле (в вакууме). Гарантия 5 лет.
Обновлены статьи Энциклопедии:

БАРОККО Вопреки названию, БАРОККО, питерская группа второй половины 70-х, играла не европейскую музыку эпохи Ренессанса, а актуальные в то время джаз-рок, хард и арт-рок, имея в репертуаре не только кавер-версий западных хитов, но и собственные сочинения в том же духе, славилась своими аранжировками и уверенным ансамблевым звучанием, и имела успех как в андерграунде, так и на официальных фестивалях.

НЕЧТО Группа с расплывчатым, но при этом довольно точно отвечающим её музыке и отчасти судьбе названием НЕЧТО (позже оно - как и форма - менялось, оставляя прежним лишь художественный метод) появилась на излёте 80-х в индустриальном кораблестроительном Северодвинске и при этом черпала вдохновение в арт-роке, психоделии, нео-классике, фолке, но известности добилась, в большей степени, благодаря записям, а не концертам.

ОБЛАЧНЫЙ КРАЙ Известность пришла к архангельскому ОБЛАЧНОМУ КРАЮ - первой и до сих пор наиболее яркой звезде на рок-сцене Русского Севера - в середине 80-х, прежде всего, благодаря серии магнитофонных альбомов, демонстрировавших как своеобразное музыкальное дарование всех участников группы, так и иронично-критический взгляд на окружающую действительность их главного автора, гитариста и певца Сергея Богаева.

СТРАХОВОЙ ПОЛИС Если справедливо утверждение, что в каждом городе нашей страны в 80-х должен был быть свой DEPECHE MODE, то не менее справедливым было бы и замечание, что тогда же там должен был родиться свой СЕКРЕТ - группа, безусловно, принадлежащая к миру рок-н-ролла, но сохраняющая при этом мелодическую ясность и житейский оптимизм, присущие, скорее, бит-биту, чем тогдашнему русскому року.

НЕБЕСНОЕ ЭЛЕКТРИЧЕСТВО Жизнь распорядилась так, что своим недолгим, но эффектным существованием группа НЕБЕСНОЕ ЭЛЕКТРИЧЕСТВО завершила важный этап самоидентификации в новосибирском роке, а её единственный альбом стал одной из художественных вершин местной музыкальной сцены.

БОМЖ Буквально взорвавшая музыкальную сцену Новосибирска второй половине 80-х, кометой промелькнувшая по фестивалям сначала Сибири, а вслед за ней и Москвы, группа с нарочито приземлённым именем БОМЖ, не особо мелодичной, но брутальной музыкой и радикальными текстами, бесконечно далёкими как от официального, так и от подпольного рока, стала свидетельством того, что музыка, как и всё в стране нуждается в обновлении.

Добавлены свежие картинки:
Rock-n-Roll.ru
© 2001-2014 Rock-n-Roll.ru. All rights reserved.