OPUS
В середине и второй половине 70-х на стерильной и безадресной советской
эстраде ярким пятном выделялась музыка из прибалтийской Латвии: хотя бы
чуть более свободная внутренне, стильная, мелодичная и актуальная, она
не ломала барьеров, но элегантно обходила их по касательной. Безусловно,
её центральной фигурой был одарённый композитор Раймонд
Паулс, чьи песни
вскоре запела половина поп-сцены, а исполнителем его творческой воли -
группа
MODO, в составе которой всегда играли сильные музыканты. Тем не
менее, в 1978
Паулс оставил группу, сосредоточив силы на сочинении песен,
а новым руководителем стал с первых дней игравший в ней на клавишных
композитор и выпускник Латвийской консерватории Зигмарс Лиепиньш.
Зигмарс Лиепиньш (Zigmars Liepins) родился 14 октября 1952 в Лиепае,
которая традиционно считалась музыкальным центром республики, в семье
музыкантов. Параллельно со средней школой посещал музыкальную и в конце
60-х начал играть с популярной лиепайской группой
SANTA, исполнявшей
его первые песни, а в августе 1970 сорвала шквал аплодисментов и заняла
первое место на фестивале "Liepajas Dzintars" с его сюитой по мотивам
народных песен.
По окончании школы он поступил в консерваторию, а в 1973 параллельно
принял приглашение вступить в
MODO. 1976-1978 он почти неизбежно провёл в
стройбате, где руководил долгоиграющим армейским ансамблем
ZVAIGZNITE, а
по возвращении на гражданку принял предложение
Паулса возглавить группу.
К тому времени
MODO не был прежним: менялись музыканты, появлялись и
исчезали вокалисты, пестрел его репертуар, поэтому осенью 1982 Лиепиньш
распустил текущий состав и начал набирать новый, который и получил имя
OPUS. Название предложил служивший с ним ещё в армии Имант Вандзович.
От старого состава остались только популярные вокалисты Имантс Ванзович
(Imants Vanzovics) и Мирдза Зивере (Mirdza Zivere). Новыми участниками
постепенно стали Айварс Херманис (Aivars Hermanis), гитара, Илмарс Вежинс
(Ilmars Vejins), скрипка, Гунтис Вецгайлис (Guntis Vecgailis), бас,
Улдис Мархилевичс (Uldis Marhilevics), клавишные, Олег Упениекс (Olegs
Upenieks), барабаны. Звукорежиссурой занялся Эдмундас Зазерскис (Edmundas
Zazerkis). Херманис ещё в 1973 начинал в
LIVI, а Мархилевичс проявил себя в
INVERSIA.
На тот момент в условной "горячей десятке" Латвии находилось шесть-семь
песен Лиепиньша, а его вокалисты регулярно мелькали на телеэкране по
центральным каналам. Собрав крепких музыкантов, Лиепиньш начал пробовать
с ними новые музыкальные формы. Так, у OPUS появилось много новых песен в
разных жанрах, чисто инструментальная программа, лирическая для голоса
Зивере (которая позже стала женой Лиепиньша) и т.д. Кстати, программа
инструментальной музыки вскоре легла в основу сольного альбома Лиепиньша
"Celojums" ("Путешествие") (1983).
В 1984 на рижской киностудии сняли музыкальную комедию "Нужна солистка"
(это был дебют режиссёра Геннадия Земеля), музыку к которой сочинил
Лиепиньш, а партии главных героев исполнили Мирдза Зивере и пришедший в
OPUS незадолго до этого вокалист Каспарс Димитерс (Kaspars Dimiters) -
кстати, сын популярной киноактрисы Вии Артмане. Помимо OPUS в фильме
снимались
LIVI,
EOLIKA и
DALDERI.
Картина имела определённый успех. В то же время у самой группы сложилась
дома странная ситуация: консервативное руководство филармонии, которое
ориентировалось на мнение министерства культуры Латвии, категорически
отказывалось принимать новые программы группы и выполнять большинство её
пожеланий. Парадокс: по российскому телевидению OPUS показывали, а дома
выступать он не мог!
Как результат, Лиепиньш поступил радикально: он с группой уволился из
филармонии и, фактически, перейдя на самодеятельный уровень, устроился в
колхоз "Победа", где OPUS переименовали в VICTORIA! Странный конфликт с
министерством продолжался и там - до тех пор, пока в него не вмешались
центральные власти, осознававшие всю абсурдность ситуации. Это, кстати,
совпало с последним пароксизмом борьбы за идеологию в музыке и культуре,
сыгравшим печальную роль в истории некоторых рок-групп.
На OPUS, безусловно, это тоже повлияло. Ещё с осени 1983 Зазерскис начал
помогать отпочковавшейся от
ZODIAC группе
JUMPRAVA, а когда через пару
лет она начала давать концерты и записываться, ушёл к ней окончательно.
Немного позже начал соло-карьеру Димитерс, продолжавший сотрудничать с
Лиепиньшем как автор текстов. Осенью 1985 Херманис и Мархилевичс вместе
с другими ветеранами латышской поп-сцены объединились как
REMIX. Пост
гитариста занял сильный музыкант Харий Зариньш (Harijs Zarins), ранее в
EOLIKA. Группа регулярно участвовала в ежегодном конкурсе "Mikrofons",
а в 1985 даже заняла там первое место. Тогда же появился альбом диско
"Пульс 2". Позже вышел песенный альбом "Путешествие" (1986) с материалом
начала 80-х.
Этим составом OPUS вернулся в филармонию, продолжая много выступать и
записываться. Буквально пиковым стал для Лиепиньша и группы 1987-й. За
этот год они озвучили мультфильм "На порог мой села сказка", выступили
на фестивале эстрадной песни "Человек и море" в Восточной Германии, где
песня Лиепиньша "Love Time" в исполнении Вандзовича получила ряд наград,
а на московской "Мелодии" вышел альбом "Високосный год", куда вошли
песни на стихи Алексея Дидурова, Ильи Резника и т.д. Как ни странно,
только тогда его приняли в Союз композиторов Латвии. В том же году был
записан, а на следующий вышел альбом "Pec Likuma".
К тому времени самого Лиепиньше начали всё сильнее интересовать не песни,
а крупные формы, в частности, музыка для театра. Его первой серьёзной и
вызвавшей резонанс театральной работой стала рок-опера "Лачплесис" (1988)
с либретто Мары Залите по мотивам латышского народного эпоса. Ещё в 1986
Зариньш, Вецгайлис и Упениекс, в свою очереь, начали репетировать более
тяжёлую музыку собственного сочинения, из чего выросла группа
OPUS PRO,
которая состояла при концертной фирме Лиепиньша "Showimpex", созданной им
осенью 1989, когда OPUS прекратил существование окончательно.
С тех пор Лиепиньш полностью связал себя с академической музыкой, при
этом не теряя связи с шоу-бизнесом. Помимо "Showimpex", он в 1991—1995
занимался студией звукозаписи "L&M", с 1992 по 2007 был совладельцем и
президентом радиостанции "Radio SWH", где работала и Мирдза Зивере. В
середине 90-х появился мюзикл Лиепиньша "Три мушкетёра" (1994). За оперу
"Собор Парижской Богоматери" (1997), либретто к которой сочинил старый
товарищ композитора Каспар Димитерс, тот был удостоен Большой музыкальной
награды. Вандзович пытался найти себя на новой музыкальной сцене, но в
90-х занялся организацией водно-музыкальных шоу.
OPUS PRO продолжил
выступать и в XXI веке. Тогда же нашлась и была издана запись выступления
OPUS 23 декабря 1986 (2022).
Андрей Бурлака