ПРИМУС

Судьбе было угодно распорядиться так, что признание подмосковной группе
ПРИМУС принёс альбом, к которому сама она имела довольно опосредованное
отношение, в то время как её собственные записи, полные профессионально
сделанных, неплохо аранжированных и актуальных для первой половины 80-х
песен, так и не получили должного распространения.
Основатель ПРИМУСА, Ярослав Ангелюк родился 2 июня 1954 в Ставрополе,
окончил музыкальное училище по классу скрипки, в 1971 приехал в Москву и
поступил на химический факультет МГУ, после чего попал в аспирантуру при
Академии наук СССР, но пару лет спустя раздумал делать научную карьеру и,
так и не защитив кандидатскую, решил попробовать себя в музыке - благо,
никогда о ней не забывал, а студентом пел в группе
ИСКАТЕЛИ ПРИКЛЮЧЕНИЙ.
Собрать группу по месту основной работы у него не получилось, и Ангелюк,
бросив престижную должность и солидный оклад, резко поменял образ жизни,
устроившись в Москонцерт, где аккомпанировал певице Светлане Резановой (в
конце 60-х она пела в
ВЕСЁЛЫХ РЕБЯТАХ, в 1972 завоевала специальный приз
на фестивале "Золотой Орфей" в Болгарии и первой исполнила песню "Если
любишь ты" Юрия
Антонова).
В середине 70-х певица была на гребне волны, много гастролировала, в т.ч.
и за рубежом, но познакомившись ближе с миром шоу-бизнеса, Ангелюк решил,
что надо пробиваться самостоятельно и при этом быть ближе к общемировому
музыкальному контексту, для чего петь исключительно по-английски. Тогда
же он начал сочинять песни на языке Шекспира и битлов, параллельно всеми
правдами и неправдами собирая фирменную аппаратуру.
В 1979-м Ангелюк ушёл от Резановой и стал скрипачом
ИНТЕГРАЛА,
где познакомился, в частности, с Юрием
Лозой, и пополнил свой музыкальный
арсенал. В
ИНТЕГРАЛЕ он не прижился, а следующим летом близ музыкального
магазина на Неглинной (где располагался подпольный рынок как самодельной,
так и фирменной аппаратуры) встретил гитариста Александра Боднаря. Он жил
в подмосковном военном городке Голицино-2 (ныне Краснознамёнск) и вместе
с другими местными музыкантами играл на танцах в тамошнем Доме культуры.
Убедившись, что у Боднаря имеется неплохая база, Ангелюк предложил ему
объединиться и, используя современные электронные инструменты (которыми
он уже располагал) записать альбом, ориентируясь не на традиции русского
рока, а на новую волну и поп-рок в диапазоне от SECRET SERVICE и TELEX до
DEPECHE MODE. Группа получила название ПРИМУС (от латинского "primus" -
"первый"): имелся в виду не бесшумный керогаз, а то, что они считали себя
своего рода пионерами стиля.
В состав ПРИМУСА вошли Ярослав Ангелюк, вокал, Александр Боднарь, гитары,
Сергей Шемякин, бас, а также клавишники Игорь Плеханов и Сергей Коровин.
Плеханов был школьным другом Боднаря и лётчиком по профессии, а Коровин
трудился врачом скорой помощи. Звуком заведовал Олег Болотов. Они начали
сочинять собственные песни, отрабатывая аренду играми на танцах.
В то время группа потихоньку репетировала и записывала свои песни как на
английском ("Fight Fight Fight"), так и на русском языках ("Пепси-кола",
"Старый примус", "Геликоптер" и т.д.), которые по одиночке расползались
по столичным дискотекам, хотя организовать выступление живьём ПРИМУСУ не
удавалось. Коровин на каком-то этапе ушёл в группу
ГОРОД, которая так же
пыталась выбиться в люди, хотя удалось это только её вокалисту Сергею
Минаеву.
Весной 1983 на горизонте группы опять появился Юрий
Лоза - он, как раз,
бросил
ИНТЕГРАЛ и находился в поисках новой точки приложения сил. Оценив
потенциал ПРИМУСА,
Лоза (с помощью Боднаря и Плеханова) за два дня сделал
демо-запись двенадцати своих новых песен, которые намеревался предлагать
работодателям.
Дальнейшее, как говорится, история:
Лоза демонстрировал запись знакомым
музыкантам, а Ангелюк с Боднарем, не мудрствуя лукаво, сразу запустили её
в народ, сопроводив представлением от собственного имени, в чём была доля
истины. Альбом "Путешествие в рок-н-ролл" стал хитом сезона, а позже был
причислен к классике русского рока, но в то время вызывал острый конфликт
между
Лозой и ПРИМУСОМ.
Успех - пусть и скандальный, сопровождавшийся травлей во всей официальной
прессе - побудил Ангелюка в феврале 1984 запустить в магнитоиздат плёнку
со своими песнями на английском. Он не имел названия (или оно совпадало
с именем самой группы) и фигурирует в анналах подпольной звукозаписи как
"Русско-английский альбом". Сюжеты большинства песен оставались в рамках
легковесной подростковой тематики.
Всё это, с одной стороны, повысило реноме группы, с другой привлекло к
ней нездоровое внимание комсомольской прессы и соответствующих органов:
Ангелюку пришлось некоторое время жить у знакомых, а Боднаря и Плеханова
как жителей военного городка вызывали в местную милицию. Пытаясь каким-то
образом реабилитироваться, ПРИМУС рискнул устроить концерт прямо у себя в
Доме культуры. Он состоялся, но вышел группе боком: из Москвы в закрытое
Голицыно приехала толпа поклонников, возникли проблемы на КПП, после чего
Боднаря и Плеханова вызвали в политотдел и предложили в двадцать четыре
часа избавить город от ПРИМУСА.
Группа осела в ДК Карачаровского завода на Рязанке, но через два месяца
слухи добрались и до местной администрации, а ПРИМУС съехал в ДК посёлка
Немчиновка, где его приютила завотделом культуры Одинцовского района
Лариса Авдюнина.
После того, как в Питере открылся Рок-клуб, а в мае 1983 состоялся его
первый фестиваль, в Москве началось движение за легализацию подпольного
рока. Состоявший в жюри питерского фестиваля журналист Артемий Троицкий
был одним из главных пропагандистов этой идеи. В марте 1984 он напечатал
в "Комсомольской Правде" статью с говорящим названием "Ансамбль играет и
надеется", где призвал власти поддержать творческую молодёжь, перечислив
некоторые названия
(АЛЬФА,
БРАВО,
ГУЛЛИВЕР,
ЗИГЗАГ,
АЛЬЯНС, ПРИМУС,
ЦЕНТР).
По выходе статьи Троицкий пригласил на точку к ПРИМУСУ мэтра российской
электронной музыки, композитора Эдуарда
Артемьева. По достоинству оценив
материально-техническую базу группы,
Артемьев признал, что кое в чём она
превосходит его собственную, и выразил желание посотрудничать с ПРИМУСОМ.
Увы, эта идея не была реализована.
Несмотря на все невзгоды, Ангелюк и компания продолжали сочинять. Их
репертуар пополнили новые номера: "Степь измождённая", "Резиновый рок",
"Новогодняя", "Стоп-монета", "Ревность". В 1984 в состав ПРИМУСА влился
способный вокалист из череповецкой группы
КОРД Александр Соловьёв. Именно
он спел ряд песен ("Знакомство в метро", "У Марины странный вкус" и др.)
на новом альбоме "Резиновый рок", выпущенном под вынужденным псевдонимом
"Группа Ярослава Миронова". На этот раз все шесть песен звучали по-русски.
Чтобы играть на танцах, музыканты предприняли попытку сдать программу из
советских песен, но бдительные цензоры почуяли подвох, хотя звучала
группа превосходно, а репертуар ("Комсомол - моя судьба", "Строим БАМ",
"Подмосковные вечера") нареканий не вызывал.
Настал 1985 год. Горбачёв провозгласил перестройку и гласность, но на
судьбе опальной группы это не отразилось. В довершение всех бед её базу
в Немчиновке обокрали, вынеся самую дорогую аппаратуру. Это повлекло за
собой взаимные подозрения и ссору между основателями, по причине чего
тем же летом ПРИМУС распался. Клавишников позвали аккомпанировать модному
Михаилу Муромову, Боднаря барабанщик Владимир Дольский, который помогал
ПРИМУСУ при записи электронных барабанов, а в то время играл в
ЧАСЕ ПИК,
сосватал звукорежиссёром в ВИА
ГОЛУБЫЕ ГИТАРЫ Игоря Гранова, Шемякин с
1987 играл в
ЧЁРНОМ КОФЕ и
КАРЕ, Соловьёв в
1990 собрал группу с громким именем
СССР, но куда менее богатой историей,
а Ангелюк на время пропал из виду.
Пару лет спустя политический климат в стране начал меняться, и вчерашние
подпольщики начали выходить на большую сцену. Имея в распоряжении богатую
студию звукозаписи, Боднарь решил возродить группу, но чтобы не повторять
ошибок прошлого, назвал её
СТАРЫЙ ПРИМУС и позвал в состав двух прежних
участников. Тогда же Гранов ушёл из Москонцерта, открыв театр-студию
"Музыка" - под её эгидой они и заработали.
В репертуар группы вошли как аранжированные заново песни оригинального
ПРИМУСА (включая хиты
Лозы), так и новый материал, звучавший, правда, в
легковесно-эстрадном стиле модных подростковых групп. С подачи пробивного
Гранова
СТАРЫЙ ПРИМУС интенсивно гастролировал, появлялся на телеэкране,
звучал по радио и даже издал пластинку на фирме "Мелодия", но интерес к
нему постепенно падал, и в первой половине 90-х группа пропала из виду.
Между тем, весной 1988 Ярослав Ангелюк тоже решил вернуться в музыку и
реорганизовал ПРИМУС, в состав которого вошли нижегородские музыканты:
клавишник Алексей Смирнов весной 1980 стал лауреатом фестиваля "Весенние
Ритмы" в Тбилиси со своей арт-рок группой
ВРЕМЯ, позже играл в
КАРНАВАЛЕ
и группе
ПАРК, откуда вместе с ним пришёл гитарист Игорь Пискарёв. Той
же весной Ангелюк записал альбом, не без иронии назвав его "Привет Лозе",
29 мая 1988 впервые (если не считать скандального концерта в Голицыно)
вывел ПРИМУС на сцену Дворца спорта "Динамо", а перед этим дал обширное
интервью "Московскому Комсомольцу", приоткрыв завесу тайны над историей
группы.
"Привет Лозе" в виде песен "Кооперативный туалет", "Колготки в розочку" и
т.п. имел определённый успех у публики, по телеэкранам страны прошёл клип
"Моя пиццерия", но в целом творчество и этой фракции ПРИМУСА оказалось не
слишком созвучно времени. Новый ПРИМУС - как и
СТАРЫЙ - изредка мелькал в
афишах до начала 90-х, после чего тихо исчез.

Следующую попытку Ангелюк сделал лишь в 1996-м, когда RDM Records издала
на компакт-дисках альбом "No. 1", включавший песни ПРИМУСА разных лет, в
т.ч. упомянутые выше "Пиццерию", "Колготки в розочку", "Туалет", а также
"Май" на стихи Игоря Кохановского, "Жёлтую крапиву" на стихи Есенина, два
номера московского музыканта Юрия Царёва
(МЕТРО) и т.д. Участие в записи
принимала третья версия ПРИМУСА: Дмитрий Сафонов, гитара, Артём Беляев,
саксофон, и Галина Прохорова, разделившая с Ярославом вокальные партии. В
1997 компания Союз переиздала-таки "Путешествие в рок-н-ролл" вместе со
всеми альбомами
Лозы 80-х, а Монолит альбом
СТАРОГО ПРИМУСА "Ты и я...".
После очередной десятилетней паузы, в 2008, Александр Боднарь собрал ещё
одну версию группы. Он играл на гитаре и пел, а остальные вакансии заняли
Демид "Джуниор" Гришко, гитара, Денис Овчинников, бас, и Владимир Бобах,
барабаны. Несколько лет этот обновлённый
СТАРЫЙ ПРИМУС мелькал в клубной
афише, но к началу следующего десятилетия пропал из виду.
С тех пор никто из участников ПРИМУСА на страницах музыкальной прессы не
появлялся, хотя время от времени ходили слухи, что группа возрождается -
есть ли для этого мотивы, сказать трудно: её творчество жёстко привязано
к эпохе, породившей ПРИМУС, а сюжеты её песен бесконечно далеки от реалий
дня сегодняшнего. Как бы то ни было, она осталась в истории и это, вне
всяких сомнений, справедливо.
Андрей Бурлака
Официальный сайт группы можно найти по адресу:
http://primus-show.ru