PERKONS

Когда рок-музыка с её жанровым и исполнительским многообразием вошла в
повседневную жизнь и проникла во все её сферы, желание найти себя в ней
возникло у многих представителей музыки академической, особенно, молодых,
а для кого-то она стала делом жизни. И если большинство групп, созданных
студентами и выпускниками консерваторий тяготела к прогрессивному року,
то рижский PERKONS, в соответствии с названием ("perkons" по-латышски
"гром") предпочитал ему тяжёлый рок-н-ролл и хард. Что ещё удивительнее,
за тридцать с лишним лет существования он почти не менял состав.
Создал PERKONS разносторонний музыкант и композитор Юpис Кулаковс (Juris
Kulakovs). Он родился 20 мая 1958 в городке Ливаны на юго-западе Латвии,
окончил среднюю и музыкальную школы, где осваивал аккордеон, а попутно
трубу. Клавишные, как и рок-музыку, он изучал самостоятельно. После этого
было музыкальное училище, где Кулаковс продолжал заниматься аккордеоном, а
потом консерватория. При этом Юрис всегда хотел реализовать себя в роке.
Именно поэтому он начал собирать группу, ориентируясь, прежде всего, на
классическое для арт-рока трио EMERSON, LAKE & PALMER. Тем не менее, в
1978 он присоединился к игравшей своего рода барокко-рок группе
MENUETS,
которая озвучивала музыкальные идеи известного композитора-академиста
Имантса Калныньша. Хотя он, как и рокеры, был не в чести у чиновников от
культуры, группа записывала на "Мелодии" его музыку, выпускала пластинки,
гастролировала в Польше и Восточной Германии.
Поработав с ней годик, Кулаковс вернулся к идее своей группы, которая в
начале 1979 получила имя
ARKA. Тем же летом она блеснула на рок-фестивале
в Риге и "Liepajas Dzintars" в Лиепае (где заняла третье место, опередив
многих популярных артистов), потом начала расширять состав, но вскоре
почти все её участники влились в сугубо студийную поначалу группу
ZODIAC,
которую затеял присоединившийся к
ARKA второй клавишник Янис Лусенс.
Какое-то время всё происходило параллельно, но в 1980
ARKA распалась, а
Кулаковс затеял PERKONS. Как раз, тогда финишировал и
MENUETS, поэтому
к нему присоединился костяк группы: Лэонс Сеянс (Leons Sejans), гитара,
его брвт Юрис Сеянс (Juris Sejans), бас, вокал, и Раймондс Барташевичс
(Raimonds Bartasevics), вокал. В их компанию тогда влились вокалистка
Йэва Акуратере (Ieva Akuratere), отцом которой был известный латвийский
актёр Волдемар Акуратер, а матерью - театровед, критик и переводчица
Ливия, а также барабанщик Дайныс Страздыньш (Dainis Strazdins).
В начале 1981 PERKONS представил на суд зрителей свою первую программу,
в которой Кулаковс положил на музыку стихи поэта Мариса Мегалвса. Он и
позже продолжал практику сочинения на стихи современных латышских поэтов.
Его соавторами были Викторс Калныньш, Эдуардс Вейденбаумс, Клавс Элсбергс
и т.п. Свой первый альбом "Makslas darbi" ("Художества") (1981) группа
записала на квартире Ливии Акуратете и отправила в народ магнитоиздатом.
Второй альбом "Zibens pa dibenu" ("Молнией по заднице") (1982) записали
там же и распространяли тем же способом.
При этом нечастые концерты группы становились событиями, как правило,
скандельными по причине громкости и агрессии настолько, что Министерство
культуры Латвии, крайне негативно относившееся ко всему, что выпадало из
официальных рамок (это касалось и легальной эстрады, а не только рока),
дважды запрещало устраивать её выступленния. Но андерграунд нельзя
запретить, его можно только игнорировать.
Тем не менее, в 1983 к группе на пол-ставки присоединился Наурис Пунтулыс
(Nauris Puntulis), в ту пору молодой вокалист Латышского оперного театра.
Он пел в некоторых номерах и иногда играл на клавишных. При этом Кулаковс
продолжал тесно сотрудничать с театром: в его активе музыка к спектаклям
"Кошкин дом", "Дон Жуан", "Монумент" (все 1982) и т.д. В 1983 он вернулся
к сотрудничеству с Имантсом Калныньшем, приняв участие в записи рок-оперы
"Ei, jus tur!" ("Эй, вы там!") (1984) вместе с народным хором "Daile".
Это, как и сочинённая им с Калныньшок при участии Сеянса рок-оратория
"Ka jura, ka zeme, ka debess" ("Как море, как земля, как небо") (1984),
помогли реабилитировать имя группы после первого запрета, хотя отношение
к ней властей, по-прежнему, было настороженным.
Следующие альбомы группы появились, когда уже начиналась Перестройка, но
ни "Klusa daba ar perspektivu" ("Тихая природа с перспективой") (1985),
ни "Labu vakar!" ("Добрый вечер!") (1987) до официального издания всё же
не дошли (хотя частное случилось на кассетах), а сама она вновь попала
под запрет. По этой причине она каждый раз произвольно меняла название,
а в середине десятилетия стала ансамблем при колхозе "Советская Латвия".
Это, правда, помогало мало. В феврале 1987 трагическая случайность унесла
жизнь близкого к группе поэта Клавса Элсбергса. Сам Кулаковс продолжал
сочинять камерную музыку и озвучивал спектакли.
Итогом выступления группы в Огре стало то, что возбуждённые подростки
разгромили купе в вёзшем их вагоне. Этот эпизод даже попал в нашумевший
фильм Юриса Подниекса "Легко ли быть молодым?" (1987). Тогда же PERKONS
как самодеятельность рыболовецкого колхоза выступили на поп-фестивале
"Liepajas Dzintars 87".
В 1988 произошло, по сути дела, единственное за все эти годы изменение
состава PERKONS: его покинул сменивший род занятий Страздыньш, а его
место занял Икарс Рунгис (Ikars Rungis) из панк-группы
ANNA VANNA KAPEC.
На следующий года песня PERKONS "Mes partiekam viens no otra" заняла
первое место на ежегодном республиканском конкурсе "Mikrofons-89".

Лишь в 1990 рижское отделение "Мелодии" выпустило на пластинках очередной
альбом PERKONS "Ballite" ("Вечеринка"), а один из новых инди-лэйблов в
продолжение к нему кассету "Balle!". Через год за ними последовал альбом
"Latviska virtuve" ("Латышская кухня") (1991).
К тому времени центробежные силы уже оторвали Латвию от России, и жизнь
там потекла по-другому. В дальнейшем PERKONS продолжал чередовать запись
музыки для театра и камерных ансамблей с роком. В 90-х вышло несколько
сборников, представлявшие творчество группы в 80-х и сами эти альбомы.
Изданием её записей занималась крупнейшая в Латвии компания звукозаписи
Microphone Records.
Хотя группа время от времени выступала, сам Кулаковс несколько остыл к
ней. В 1991-1992 он выступал с супергруппой
SIMULACIJA (объединившей
участников PERKONS,
LINGA и
LADEZERS), работал над музыкой для театра,
кино, камерных ансамблей и детей. Его коллеги тоже не сидели без дела.
Йэва в конце 80-х выпустила на "Мелодии" соло-альбом "Ieva Akuratere"
(1989), на котором с ней играл Лэонс Сеянс. Позже они выступали соло и
участвовали в реформе
MENUETS, но самая неожиданная карьера случилась у
Науриса Пунтулыса: ещё в 1991 он влился в ансамбль
MARANA, исполнявший
музыку к мюзиклу "Visadas Drazas" (их альбом издал Sintez Records
Александра
Кутикова), в 1992 его избрали в городской совет Риги, из-за
чего из PERKONS он ушёл в политику, а в 2022 стал министром культуры
республики! При этом Пунтулыс продолжал петь, в начале XXI века собрал
по итальянскому рецепту трио "Три Тенора", однако, в 2023 воссоединился
с PERKONS!
Помимо того, в 2016 с группой начал выступать духовик Угис Музикантс
(Ugis Muzikants). PERKONS продолжал много работать, но его биография
неожиданно закончилась 12 февраля 2024, когда сердечный приступ унёс
жизнь Юриса Кулаковса. Тем не менее, музыка PERKONS ещё гремит.
Андрей Бурлака