 |
6 января 2006 - Мультивосток и мультимир Сергея Гасанова.
Главный знаток и популяризатор в Питере ориентальной музыки, универсальный музыкант Сергей Гасанов нечасто даёт сольные концерты, поэтому нам показалось интересным пристальнее взглянуть на его выступление в Театре «Особняк»…
То, что случилось 6 января в Театре «Особняк», не стоило, наверное, никакого особого внимания, это запросто могло бы выглядеть как самый обычный концерт, если бы не один момент. Дело в том, что для Сергея Гасанова, народного мультиинструменталиста, проводника на питерской почве народной музыки Востока, для Сергея Гасанова, чье имя так много говорит всем поклонникам музыки этно (сразу оговорюсь: я говорю, именно, об «этно», а не о «фолке» - последний термин в применении к местным исполнителям нередко звучит, скорее, как ругательство); так вот, для этого Сергея Гасанова, несмотря на его постоянное участие в разного рода компаниях, фестивалях и солянках, это был первый за последние, не помню, сколько, лет сольный концерт. Одного этого было достаточно, чтобы привлечь к себе внимание, не говоря уж о том, насколько интересными и многообещающими оказываются выступления этого музыканта на всех этих солянках. И многие из этих обещаний были не напрасными - не только виртуозное владение инструментами, не только широчайшая эрудиция в области восточной музыки, но и глубокое постижение музыкальной культуры, музыкальной традиции, музыкальной философии Востока - вот что отличает Гасанова. И слушателям, пришедшим на этот концерт, был подарен не иллюзорный, надуманный, "ориентально направленный" мирок, а мир реальный: глубокий, всеобъемлющий, живой. В первом отделении концерта Гасанов и его постоянный перкуссионист Андрей Панин представили слушателям сюиту, которой пригласил их в своё "путешествие в сторону Востока". Началось это "путешествие" в Армении (которую представляла флейта из абрикосового дерева дудук), и далее через Персию (струнный инструмент рубаб), через Китай (гусли сэ) - в Индию (флейта бансури). А по прибытии на Индийскую почву Гасанов взял в руки ситар, инструмент с которым обычно и связывают его имя. И тут в умных руках Мастера инструмент раскрыл себя так, как только мог раскрыть. Согласитесь, все
привыкли считать его исключительно "медитативным"; кто бы мог заподозрить в нём ноты горячей страсти? - а какой накал он продемонстрировал по воле музыканта! Второе отделение по форме своей было скорее просветительским. (Эта сторона - далеко не последняя в деятельности Гасанова.) Сначала слушателям были представлены поимённо инструменты-участники первого отделения, а после них в руках музыканта по очереди оказывались инструменты новые: китайская флейта ди, персидско-азербаджанский тар - и про каждый было подробный и увлекательный рассказ, и на каждом была исполнена пьеса. Последним был индийский щипковый инструмент сарод. О! Сарод! Похоже, это один из самых любимых инструментов Гасанова, и что они только не вытворяли с ним вдвоём! И была восточная загадочность, и был почти роковый драйв (но загадочность была реальным предложением самому над загадками погадать, а драйв в отличие от типично рокового был не поверхностным, а глубинным). И была "привычная" индийская "медитативная" музыка, и были джазовые импровизации на тему, очень похожую на романс "Камень тяжёлый" Даргомыжского (может быть, Александр Петрович и шевелился в гробу, так то, верно, лишь от переживания, что не мог подыграть, - он тоже импровизации любил). В мире, который называется музыкой, всякие расстояния ничтожны, и от Запада до Востока рукой подать. А, может, нет там никаких границ, нет ни западов, ни востоков, и всё это надумано. И, если не ликвидировать, то, по крайней мере, хотя бы ослабить эту надуманность - может быть, это и есть идея творчества Сергея Гасанова.
Вячеслав Дерягин
|
 |