ВОЛЬНЫЙ СТИЛЬ

Пожалуй, ни в одной из областей рок-музыки не проявляются с такой силой
и не вызывают такой бурной реакции аудитории личности исполнителя, как в
блюзе, а самые яркие индивидуальности - у блюзовых гитаристов, именами
которых расцвечена вся история рока. В его отечественной разновидности не
так много громких имён, но москвич Борис Булкин его достоин.
Он родился 24 ноября 1957 в Москве, интересоваться музыкой и играть её
начал, как полагается, подростком, гитару освоил самоучкой, а весной
1974, девятиклассником, собрал первую школьную группу. Это было время,
когда имена Джими Хендрикса, Эрика Клэптона, Джеффа Бека, Джимми Пэйджа
были на слуху и провоцировали юных музыкантов на то, чтобы попытаться
занять место рядом.
Как ни странно, но у Булкина гитара сразу же начала преобладать над
другими увлечениями - чему, по его признанию, он был обязан знакомству с
соло-гитаристом Алексеем "Вайтом" Беловым и его
УДАЧНЫМ ПРИОБРЕТЕНИЕМ -
поэтому в 1976, когда Борис учился в Московском Авиационном Институте,
он собрал группу
WEEKEND, где не столько играл текущие хиты, сколько
импровизировал, а в начале 1982 одноклассник Булкина Алексей Котов, уже
год барабанивший в будущей
ЛИГЕ БЛЮЗА, пригласил его присоединиться.
Несомненно, что именно с его приходом группа приобрела свой звук и от
школярских проб пера перешла к серьёзным интерпретациям блюза, блюз-рока
и смежных жанров. Она, наконец, обрела своё имя, перебравшись в клуб
современной музыки "Колизей" при ДК завода "Калибр", начала по вечерам
выступать там, собирая верную аудиторию, а в 1986 выступила на фестивале
в зале стадиона "Динамо". Вскоре после этого, однако, Борис решил пойти
своим путём.
Месяца три-четыре он репетировал с друзьями, но дело пошло на лад только
после того, как весной к ним присоединился недавно вернувшийся из армии
бас-гитарист Юрий Корепанов. Он учился в Медицинском институте, где у
него была игравшая арт-рок группа
LEGE ARTIS. Как-то раз он участвовал в
жюри конкурса художественной самодеятельности одного из домов культуры,
где ему на глаза попался юный барабанщик Александр Торопкин, игравший в
ансамбле дома пионеров и поразивший его своей энергетикой и техникой. Не
удивительно, что Корепанов перетащил Торопкина сначала в свой
LEGE ARTIS,
а оттуда к Булкину. С его появлением состав определился. Так в конце
1986 и возник ВОЛЬНЫЙ СТИЛЬ.
Дебют группы состоялся в январе 1987 в ДК МИСИС на "Авиамоторной", где
ВОЛЬНЫЙ СТИЛЬ выступал на разогреве у стремительно шедшей в гору и уже
имевшей имя
БРИГАДЫ С. О молодых блюзменах тоже заговорили, их группа
выступала везде, где удавалось, но не слишком часто - музыка у неё была
"не для всех", она не стремилась эпатировать публику и не поражала её
остротой своих текстов. Она просто играла блюз. Да и Боря Булкин не был
ярким фронтменом: грузный как Лесли Уэст из MOUNTAIN, он не столько пел,
сколько проговаривал тексты. Как, кстати, и Джими Хендрикс.
Название ВОЛЬНЫЙ СТИЛЬ отвечало взгляду группы на музыку. Помимо классики
блюза от Мадди Уотерса, она играл песни THE BEATLES (те, что потяжелее),
рок-н-роллы 50-х, ритм-энд-блюз 60-х и современный белый техасский блюз -
всё, что было ему интересно.
Спустя некоторое время массовое внимание к року пошло на спад, концертов
почти не случалось, поэтому участники группы занимались другими делами:
Булкин разрисовывал матрёшек, которые пользовались спросом у иностранных
туристов, Корепанов вернулся к профессии врача, а Торопкин репетировал с
Сергеем Вороновым, который после
ЛИГИ БЛЮЗА отметился в
ГАЛЕРЕЕ и
ЦВЕТАХ,
из чего вскоре вырос
CROSSROADZ.
В 1990 Московский Дворец Молодежи объявил конкурс "Живой звук", в пёстром
жюри которого были тогдашний поп-кумир Алексей Глызин
(ВЕСЁЛЫЕ РЕБЯТА) и
вернувшийся из Америки Владимир
Кузьмин. Решив попытать счастья, Булкин
собрал ВОЛЬНЫЙ СТИЛЬ и не напрасно: группа без труда прошла и 1-й, и 2-й
туры, разделив второе место с
РА и получив в качестве приза от
Кузьмина,
сравнившего её с GRAND FUNK, его собственную гитару.
Лауреатство конкурса дало ВОЛЬНОМУ СТИЛЮ возможность записать пару своих
песен (но только на английском языке) в студии Дворца Молодёжи. Как раз,
тогда его звукорежиссёр Игорь Замараев собирался в Норвегию, и группа
надеялась, что это поможет завязать контакты в Европе. Но, увы, интерес
западных промоутеров был чисто абстрактным, а
CROSSROADZ, как раз, в то
время начали активно выступать, поэтому ещё пару лет они, то опять с
Торопкиным, то меняя барабанщиков, изредка выступали и распались, когда в
1993 Булкин собрал для выступлений в клубах
HOT STYLE BAND. Ещё через год
судьба свела его с одним из основателей
УДАЧНОГО ПРИОБРЕТЕНИЯ, сменившим
барабаны на блюзовую гармонику Михаилом
"Петровичем" Соколовым в группе
STAINLESS BLUES BAND.
Году в 1996, когда Булкину захотелось вернуться к жёсткому блюз-року (а
STAINLESS BLUES BAND играл классический блюз), он возродил ВОЛЬНЫЙ СТИЛЬ.
В его состав вошли сам Боря Булкин (гитара, вокал), Юрий Корепанов (бас)
и Игорь "Дид" Иванкевич (барабаны) из панк-группы
МОНГОЛ ШУУДАН. Какое-то
время обе группы выступали параллельно в зависимости от наличия времени и
возможностей у участников. Летом 1998 барабанщиком ВОЛЬНОГО СТИЛЯ стал
многоопытный Александр Косорунин
(экс-РОНДО,
НЕПРИКАСАЕМЫЕ,
ЛИГА БЛЮЗА,
МЕГАПОЛИС,
ТРЕФ), который признался: "Я устал от гастрольной жизни". К
сожалению, в апреле 2000 он ушёл из жизни, и место за барабанами на время
занял Вячеслав Кушнеров
(экс-ТРЕТИЙ РИМ, позже
РОНДО). Талантливый, хотя
и не стремившийся выйти на другой уровень популярности, Борис Булкин
продолжал время от времени играть со всеми своими группами. Их история
завершилась 21 мая 2021, когда он покинул этот мир. Записи ВОЛЬНОГО СТИЛЯ
покуда остаются не изданными.
Андрей Бурлака