ЖЁЛТЫЙ ДОМ

Большая часть истории группы ЖЁЛТЫЙ ДОМ происходила в причудливые 90-е,
когда отечественный рок пытался освоить всё, что накопила к тому времени
мировая музыка - кидаясь при этом из стороны в сторону, а иногда даже
безумствуя. Этому, отчасти, группа была обязана своим именем. Её музыка,
пост-панк, при этом ушла недалеко от формул питерского рока предыдущего
десятилетия: так внимание к французской поэзии роднило её со
СТРАННЫМИ ИГРАМИ, сюжеты песен перекликались с
АКВАРИУМОМ, а состав связал ЖЁЛТЫЙ ДОМ с
АЛИСОЙ.
Основателем и почти единоличным автором песен группы стал Юрий Василюк.
Он родился 17 декабря 1971 в Ленинграде, окончил языковую школу № 392
Кировского района, пел в хоре, школьником познакомился с Марьяной Цой,
что и подтолкнуло его к рок-музыке, а получив в 1988 аттестат зрелости,
поступил в Финансово-экономический институт. Именно при студклубе Финэка
весной 1989 и появилась первая версия группы, полгода носившая странное
имя Ы.
В её состав вошли сам Юрий Василюк, вокал, гитара, Юрий Жуков, гитара
соло, Геннадий Михневич, бас, и Алексей Глебов, барабаны. Подростками
Жуков и Глебов учились в музыкальной школе, причём, Глебов осваивал там
трубу! Потом Жуков предложил название ЖЁЛТЫЙ ДОМ.
Они начали выступать в родном институте, где пользовались непреходящим
вниманием сокурсников - если в 60-х и 70-х Финэк славился своим роком,
то у ЖЁЛТОГО ДОМА особых конкурентов не было. Когда группа созрела для
того, чтобы записать дебютный альбом, средства для этого им собрали
однокашники. Запись шла в студии
ТЕЛЕВИЗОРА на Фонтанке, а ручки крутил
свердловчанин Андрей Макаров, который когда-то записывал первые опыты
NAUTILUS POMPILIUS. Альбом "С нами всё в порядке" (1991) группа издала
сама, и он некоторое время занимал одну из первых строчек в хит-параде
кооператива "Гармония", который в начале 90-х был, пожалуй, главным
распространителем самой разной музыки в городе.
На волне первых успехов ЖЁЛТЫЙ ДОМ вступил в Ленинградский Рок-клуб,
хотя в то время эта организация уже не играла той роли, что в 80-х, но
это было знаком статуса. Используя заведённые в школе знакомства, ещё с
1989 Юра Василюк ездил во Францию. На рубеже 90-х участники группы
познакомились с французскими студентами, которые приехали в Финэк по
обмену, а один из них, Роман де ла Порт (Roman de la Port), подменил на
барабанах Глебова, который в то время был вынужден скрываться от призыва
в армию.
Сделав с Романом всего несколько репетиций дома, ЖЁЛТЫЙ ДОМ отправился на
гастроли во Францию и дал серию доброжелательно встреченных концертов в
Париже, Амьене и Крэе, где, кстати, на их выступление собралось полторы
тысячи любопытствующих французов! Кроме того, в Париже группа отметилась
на Radio France International.
В России к тому времени система клубов ещё не сложилась, но свои сцены
для ещё недавно подпольных музыкантов охотно предоставляли дворцы и дома
культуры. Так 18-19 мая 1992 в ДК им. Ленсовета прошёл фестиваль памяти
пионерской организации, который собрал и ветеранов Рок-клуба
(ТАМБУРИН,
ТРИЛИСТНИК), и самую разную жанрово молодёжь
(МОНАСТЫРЬ, ЖЁЛТЫЙ ДОМ и
КОЛИБРИ). С успехом для группы прошёл и фестиваль в её родном Финэке.
В 1992 на "Форум-Юнистудии", созданной одноименной группой, ЖЁЛТЫЙ ДОМ
записал свой второй альбом "Плохие насекомые". Хотя по музыке это, как
и прежде, был пост-панк, работа с ориентированной на поп-музыку студией
внесла в неё свои коррективы, добавив щепотки романтизма и городского
романса. Как и на "С нами всё в порядке", одна из песен альбома звучала
на французском языке. Записал его в то время много работавший с
ФОРУМОМ
Александр Цыплухин.
На втором альбоме барабанил де ла Порт, но ему пришло время возвращаться
домой, поэтому на нечастых в этот период концертах пост барабанщика занял
Дмитрий Винокуров - до этого он играл с группой
ЗРЯ ПРИШЛИ, а в то время
писал скетчи для телепрограммы "Городок", репризы для радиопередач и т.п.
ЖЁЛТОМУ ДОМУ его присоветовал Александр "Дусер" Воронов из
TEQUILAJAZZZ.
Тогда же появились клипы на песни "Плохие насекомые" и "Плач" - их снял
оператор Сергей Астахов (позже участвовавший в работе над десятками лент,
включая "Брата" и "Брата-2", а также получивший премию "BAFTA" за работу
над картиной "Преступление волка").
В 1993-1994 группа работала над своим очередным альбомом - он, как часто
случается с третьими, давался трудно. Записывались они опять на студии
ТЕЛЕВИЗОРА, но звукорежиссёром на этот раз стал Вадим
"Десс" Сергеев, а
за барабанами появился знаменитый многостаночник Игорь Черидник
(АУКЦЫОН,
ИГРЫ,
ПРЕПИНАКИ и т.д). Его первая версия называлась "Complain to Lolita"
(хотя позже он получил имя "Le temps X" (1994)). Вскоре после окончания
записи ЖЁЛТЫЙ ДОМ отправился в Германию, где сыграл на антифашистском
фестивале в Гамбурге и дал ещё несколько концертов.
Летом 1995 ЖЁЛТЫЙ ДОМ пару раз сыграл в клубе "TaMtAm". Кроме того, в
разное время группу можно было слышать в клубах "Wild Side", "Indie",
"Арт-клиника", "Гора", "Нора" и других. Очередной альбом "Ответа не надо"
(1995) записал на студии "Ascod", базировавшейся на Ленфильме, режиссёр
Алексей Яковель, который на какое-то время стал клавишником группы. Ему
помогали Максим Логвинов
(ТАМБУРИН), Сэм Петров и другие. Как и ранее,
альбом включал написанную на известное стихотворение Гийома Аполлинера
"Sous le pont Mirabeau" ("Мост Мирабо") и исполненную по-французски песню
Василюка. В начале 70-х это стихотворение уже было положено на музыку
Алексеем
Рыбниковым, а в 80-х вольная отсылка к нему прозвучала в песне
АКВАРИУМА "Дело мастера Бо".
Альбом "Ответа не надо" выпустил на кассетах небольшой, но активный в те
годы лэйбл Добрый Волшебник. На песню "Жёлтая листва" Иван Савенков снял
для группы ещё один клип. Сам же ЖЁЛТЫЙ ДОМ претерпел тогда радикальные
изменения. Одно время они играли с драм-машиной, программировать которую
помогал Черидник. В 1996 группу покинули очень занятые на работе Жуков и
Михневич. На следующий год Василюк собрал новый состав, в который вошли
гитарист Максим Шадрин, бас-гитарист, имя которого уточняется, и тот же
Черидник.
31 мая 1997 в рамках промо-акция фестиваля "Песни конца XX века" Театра
DDT "Музыкальный трамвайчик" на теплоходе "Москва-109" ЖЁЛТЫЙ ДОМ вместе
с другими известными группами прокатился по Неве. Иногда с ним, как и
прежде, барабанил Винокуров, но с 1998 работа с головой поглотила самого
Василюка. С 2003 он работал в Финляндии.
В 2011 они с Жуковым несколько раз выступили, используя компьютер, на
дне рождения Василюка 17 декабря 2016 к нему на сцене присоединились
Жуков, Черидник и лидер
СП БАБАЙ Михаил Новицкий.

Следующее появление ЖЁЛТОГО ДОМА на публике случилось в начале лета 2017,
когда с подачи Игоря Черидника, который играл в трио, которое собрали
гитарист и автор песен Павел Зелицкий
(экс-MAGNUM) и вернувшийся в музыку
бас-гитарист Велерий Остапенко
(экс-МИСС А.) все трое присоединились к
Василюку. Они дали концерт в клубе "Parabellum" на дне рождения актрисы
Молодёжного театра Натальи Паллин, потом выступили ещё несколько раз, но
после этого ушли в тень опять.

Зелицкого в марте 2018 пригласили в
АЛИСУ. Остапенко продолжал работать
в сфере музыкального оборудования. Чередник преподавал барабаны и играл
со старыми и новыми друзьями. Из участников предыдущих составов Жуков
нашёл работу в одном из правительственных институтов, Михневич занялся
финансовыми рынками, Шадрин стал программистом, Винокуров перебрался к
родственникам в США, а Яковель позже записывал
ЧЁРНЫЙ КОТ,
JET и многих
других. Альбомы ЖЁЛТОГО ДОМА с тех пор не переиздавались, а сама группа
продолжает ждать своего часа.
Андрей Бурлака