ОПЕРА
Почему эта питерская группа получила имя ОПЕРА, так и осталось загадкой:
исполняла она, главным образом, авторскую музыку, тяготевшую к хард-року
и белому блюзу. Театральная линия в её истории присутствовала, однако, на
творчество особого влияния не оказала.
Автором названия и большей части репертуара группы был гитарист и певец
Борис
"Фрэнк" Андреев. К рок-музыке лет в одиннадцать его приобщил чуть
более взрослый приятель по пионерскому лагерю в Сестрорецке Дима Финкер.
Поначалу они лишь обменивались записями, открывая для себя новые жанры и
имена, потом Борис начал хипповать, когда и получил накрепко прилипшее к
нему прозвище. Тогда же освоил гитару, а в 1982 собрал первую группу со
странным для тех лет названием
ПАТОЛОГИЯ.
Годом позже она распалась, а
Фрэнк и успевший отслужить в армии Финкер
какое-то время выступали дуэтом с песнями, которые
Фрэнк сочинял на стихи
младшего брата Максима. Постепенно вокруг них сложилась группа, в которую
вошли Сергей Набатов, бас, и Александр Петелин, барабаны.
Фрэнк играл на
гитаре и пел, а Финкер вспомнил освоенный в музыкальной школе кларнет. На
следующий год в их компанию влилился участник жанрово близких
ПАРАДОКСОВ
Евгений "Джо" Никитин, виолончель, бэк-вокал. В поисках красок, которые
могли расцветить довольно скудную палитру его песен, осенью 1985
Фрэнк
вышел на семейную чету Вали и Сергея Агаповых.
Валентина (в девичестве Колобаева) с пяти лет занималась фортепиано, два
с половиной года прожила с родителями на Кубе, где приобщилась к местной
музыке, а лет с пятнадцати с соседями по даче играла на танцах в районе
Солнечного и Белоострова. С выпускными экзаменами группа развалилась;
Виктор Габрусёнок поступил на механический факультет Политеха и собрал
группу
БРИГ. В начале 80-х он и их гитарист Саша Елец встретились в
ДНЕ РОЖДЕНИЯ. Саша Боярский попал на вечернее отделение металлургического
того же Политеха. Оттуда он ушёл в армию, после чего собрал
ОРКЕСТР, ещё
позже открыл студию "Millhouse", а в 90-х известную анимационную студию
"Мельница".
Что же до самой Вали, то она весной 1977 влилась в ещё одну безымянную
группу, которая по три дня в неделю играла в Кирилловском. Её гитаристом
был Михаил Ананьев (позже
РЕКВИЕМ). Когда и его призвали, состав начал
меняться, а Валентина, с головой окунувшись в мир отечественных хиппи,
т.н. Систему, отправилась в долгое путешествие автостопом по всей стране
и приобрела на этому пути уважительное прозвище Стопщица. Несколько лет
спустя она решила закончить образование, вернулась домой и поступила в
училище им. Римского-Корсакова.
В 1982 с подачи идеолога питерских хиппи Гены
Зайцева к ней обратились
Юрий Майков, гитара, вокал, Алик "Белый" Матвеев, бас, и Сергей Агапов,
барабаны. Они искали клавишника, и Валя органично влилась в их компанию.
Первые полгода они репетировали прямо у неё в коммуналке и, что очень
удивительно, это не вызывало протестов у соседей. Позднее группа обрела
точку в театре "Авангард": он базировался сначала на "Нарвской", потом
в клубе на Ржевке и, наконец, в НИИ Пластполимер.
Со временем худрук театра Ольга Чернявская начала привлекать группу к
музыкальному оформлению спектаклей, а потом и к игре в оных, для чего
проводила с музыкантами актёрские тренинги. В частности, в поставленном
по Чехову "Следствии о предложении" Агапов пел и даже играл на теноре,
а Майков поступил в Институт культуры и выучился на режиссёра массовых
мероприятий. Он женился на Чернявской, а Валя вышла замуж за Сергея.
Весной 1985 к ним прибился Дюша Михайлов, который распустил свой
КСК и
находился в поисках новой компании. Он отыграл с ними до осени, а потом
ушёл и вскоре организовал
ОБЪЕКТ НАСМЕШЕК. К тому времени театр начал
довлеть над музыкой, и Агаповы решили уйти в свободное плавание. Тут-то
к ним и обратился
Фрэнк.
Он тогда нашёл для репетиций клуб близ Никольского собора. Там имелся
кое-какой аппарат и орган "Vermona". Набатова на басу вскоре сменил
Сергей Чихалов, место параллельно игравшего в
ТАМБУРИНЕ Петелина занял
Агапов, а гитаристом в начале следующего года стал Николай Гудкон - до
этого он играл в
ТРЕТЬЕЙ ПОЛОВИНЕ и
ХОЛОДНОМ ДОМЕ. Тогда-то группа и
получила своё имя. Гудкон вспоминал:
"Фрэнк тогда жил у меня в Озерках.
Как-то раз он явился со словами: "Я знаю, наша группа будет называться
FRANK'S OPERA!" Потом, правда, осталась одна ОПЕРА".
В апреле 1986 ОПЕРА вместе с группами
ТЕАТР ИМЕНИ КУКОЛ и
ЛУНА прошла
прослушивание и была принята в Ленинградский Рок-клуб. Начались легальные
концерты в клубах, школах, училищах и даже в Детской городской больнице.
Кроме того, анархист
Фрэнк нередко выступал соло: так, летом он пробился
на 2-ю творческую лабораторию Свердловского Рок-клуба, а в декабре 1986
устроил сэйшен на семинаре рок-поэзии Рок-клуба Ленинградского. Его вёл
Владимир
Рекшан, который красочно описал историю в повести "Кайф"
(Фрэнк
фигурирует там как Фрэд).
Из клуба ОПЕРЕ пришлось съехать, но Агапова устроилась руководителем
ВИА в техникум связи им. Кренкеля, куда пристроила и свою группу. Времена
быстро менялись, появлялись новые песни и другие музыканты.
Фрэнк носился
с идеей группы
ТИХИЙ ОМУТ и в итоге начал её собирать, оставив коллег на
попечение Гудкона. Осенью 1987 ОПЕРА превратилась в
РОК-ФРОНТ и, частично
поменяв состав, просуществовала до конца 80-х.
Что касается участников группы при театре "Авангард", то Алик Матвеев
какое-то время жил в Прибалтике, потом вернулся в Питер, но музыку к тому
времени оставил. Юра Майков в 90-х был директором развлекательного центра
и продюсировал молодых артистов. Сергей Агапов играл с группами
ПАNИКА и
БУРАТИНО, Юрием
Морозовым,
ПАУТИНОЙ,
ОАЗИСОМ Ю,
UNDERGROUND SUNBURN того
же Гудкона. В 2007 он, Валя Агапова и Юра Майков снова встретились в
группе
ТИНКТУРА.
Андрей Бурлака