SO-SO

Один из редких примеров такого рода, группа SO-SO была инспирирована
творчеством THE BEATLES и на протяжение всей биографии исполняла только
собственные песни, звучавшие исключительно на английском языке, изучению
и преподаванию которого основатель SO-SO, клавишник, гитарист и певец Юрий
Белов, посвятил свою профессиональную карьеру.
Юрий
Белов родился в Ленинграде 5 июля 1952. По его словам, между этой
датой и поступлением в 1959 в 185-ю школу ничего интересного в его жизни
не происходило. Школа была английской, и этот фактор оказал существенное
влияние на его будущее. Параллельно
Белов посещал музыкальную школу по
классу ф-но - впрочем, как и многие дети из интеллигентских коммуналок. В
середине 60-х Юра со всем своим поколением подвергся мощному воздействию
докатившейся до страны Советов музыки THE BEATLES.
"В седьмом классе к нам пришёл новый парень, Сергей Маковеев. По своему
восприятию мира он был гораздо взрослее нас, его увлечение THE BEATLES
носило куда более серьёзный характер. Именно от него, наверное, ко мне и
пришло понимание того, что для нас значат THE BEATLES".
В девятом классе
Белов и Маковеев с одноклассниками организовали группу,
которая называлась громким именем
THE BLUE STARS и исполняла сугубо
битловский репертуар, хотя Юрий уже в то время пробовал рифмовать слова
и подбирать оригинальные гармонии.
"Интересно, что над 185-й школой шефствовал КГБ, который находился на
соседней улице, благодаря чему нам сильно подфартило, так как мы впервые
увидели фирменные гитары. Оказывается, у них на Литейном тоже был свой
вокально-инструментальный ансамбль и, разумеется, приличные инструменты!"
В 1969 Юрий
Белов окончил школу и поступил на филологический факультет
в Педагогическом институте им. Герцена, где быстро подружился с Тимофеем
Александровым, а потом и с его одноклассником Олегом Улановым, который,
в свою очередь, познакомил его со своим школьным другом Колей
Корзининым.
Любопытно, что Александров и
Корзинин в классе сидели за одной партой и
по очереди барабанили в школьной группе
THE RED SCARFS!
Несмотря на отсутствие режимности, в Герцена царил сильный идеологический
диктат: местный комсомол душил все проявления рок-н-ролла, и своих групп
там практически не было, поэтому
Белов обратился к авторской песне и уже
в ноябре победил на институтском конкурсе самодеятельной песни, благодаря
чему попал в клуб "Меридиан", где тогда блистали классики жанра: Евгений
Клячкин, Юрий
Кукин и т.д. "Как человек, строго воспитанный на битлах, я
не очень воспринимал туристскую песню - а она была априори туристская - и
ходил туда только ради тусовки".
В декабре 1969 он познакомился с Колей
Васиным, а вскоре был приглашён на
прослушивание в группу
ВИКИНГИ, в которой играл
Корзинин. Оказалось, что
бас-гитарист
ВИКИНГОВ Саша Тараненко - лучший друг его школьного товарища
Серёжи Маковеева.
Белов сыграл на ф-но "Lady Madonna", был сразу принят и
отыграл с
ВИКИНГАМИ два следующих сезона, однако, его творческие амбиции
там не были реализованы, поэтому той же зимой Юра собрал в Педагогическом
институте группу
ЛУДДИТЫ, барабанщиком которой стал Тима Александров.
Они исполняли песни
Белова на английском и некоторое количество западной
рок-классики, выступали на вечерах в институте и его общежитиях, однако,
осенью 1971 очередная стычка рок-музыкантов с комсомольскими активистами
закончилась потасовкой. Конфликт замяли, но группу пришлось распустить. В
то же самое время
ВИКИНГИ, которые уже превратились в
СЛОВЯН и перешли на
русский язык, потеряли ушедшего на профсцену гитариста, поэтому
Белову
пришлось срочно заполнить образовавшуюся вакансию - играли
СЛОВЯНЕ тогда
довольно часто. Иногда
Корзинина, который барабанил и в
САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ,
подменял Александров, которого
Белов настойчиво тянул к
СЛОВЯНАМ.
Следующую весну
СЛОВЯНЕ в полном составе отработали в качестве временной
версии
САНКТ-ПЕТЕРБУРГА, включая в его программу свои номера, но к лету
история закончилась:
Корзинин остался с
Рекшаном, а
Белов и Александров
после летних каникул организовали у себя в Герцена трио с нейтральным
названием SO-SO. Юра играл на гитаре, клавишных и пел; Тима, естественно,
занял пост барабанщика, а третьим стал бас-гитарист Александр Хвиливицкий.
Он тоже пробовал силы в сочинении песен и был, по мнению
Белова, весьма
интересным мелодистом.
"Это было время трио - от CREAM до EMERSON, LAKE & PALMER - мы у себя
в институте играли на всех вечерах и за два сезона записали пять альбомов
своих песен на английском языке!" Хотя SO-SO нечасто выбирались за стены
Герцена, рок-н-ролльный Питер их знал - благодаря исполнительской технике
и отличной музыке, в которой причудливо смешивались мерси-бит, арт-рок и
ритм-энд-блюз.
Всё закончилось на пятом курсе, в сентябре 1973, когда на дне посвящения
в первокурсники SO-SO спели песню "He Is With Us, Lucky Man Jesus". Их
тут же вызвал на ковёр замдекана факультета, который без обиняков заявил:
"Ребята, вы что, думаете, с пятого курса не выгоняют с волчьим билетом?"
SO-SO приняли информацию к сведению и той же зимой заняли на институтском
конкурсе политической песни I место с идеологически выдержанным номером
"Руки Виктора Хары": в Чили только что произошёл государственный переворот
и эта тема была, что называется, верхом актуальности.
Весной 1974
Белов окончил институт, а осенью ушёл в армию. Он служил в
ансамбле "Волна" при клубе Ленинградской военно-морской базы - вместе со
своими коллегами по
СЛОВЯНАМ Сашей Тараненко и Женей Останиным. Через год
они переоделись в штатское и снова расстались. Юрий сменил несколько мест
работы, прежде, чем в 1979 вернулся в Герцена и поступил в аспирантуру. В
то время на физическом факультете, где он проходил аспирантскую практику,
учились Александр Гейнц и Сергей Данилов (позднее известный дуэт в жанре
авторской песни).
Параллельно с 1979 по 1982
Белов работал руководителем ВИА завода "Заря",
с которым занял I место среди рок-групп отраслевых предприятий. В 1982 он
закончил аспирантуру (а позднее защитился), пришёл ассистентом на кафедру
английского языка и начал сочинять рок-оперу по мотивам новеллы Оскара
Уайльда "Кентервильское Привидение", либретто которой принадлежало перу
Данилова. Её премьера состоялась в апреле 1984 на фестивале "Студенческая
Весна" в Педагогическом институте. На сцене, возможно, впервые в Питере,
использовались экран и лазерное шоу, поставленное студентами физического
факультета. Постановку снимало центральное телевидение.
Потом Данилов ушёл в армию, а
Белов на четырнадцать лет бросил музыку - и
вернулся к сочинению песен лишь в 1998. С тех пор он не только защитил в
Великобритании докторскую диссертацию по английской филологии, но и сумел
сделать имя в мире авторской песни, записав ряд альбомов, на которых он,
по-прежнему, сотрудничает с Гейнцем и Даниловым.
Что касается других участников SO-SO, то Хвиливицкий в 80-х эмигрировал
в США и, по слухам, живёт в Калифорнии, а Александров после армии десять
лет занимался патентами на заводе "Арсенал", шесть лет работал в Русском
Музее, а в 90-х занял пост шефа протокола в парламентской ассамблее СНГ.
В 2005
Белов включил в альбом "Дары данайцев" одну песню на музыку Саши
Хвиливицкого, когда-то звучавшую в исполнении SO-SO.
Андрей Бурлака
Официальный сайт Юрия Белова можно найти по адресу:
http://www.bards.ru/person.php?id=26